Наследие:

Самуил Адливанкин. Боец передового отряда

5 апреля 2021

Один из командиров «отряда» — художник Самуил Адливанкин.

Из всех бойцов «Передового отряда» у Самуила Адливанкина, наверное, самая длинная, и, в общем, благополучная жизнь. Он прожил почти 70 лет и умер в статусе живого классика социалистического реализма. Хотя кондовым соцреалистом никогда не был.

Как же сумел Самуил Яковлевич прожить так долго в условиях репрессий и потрясений? Сумел остаться художником с узнаваемым собственным стилем? Был признанным, но при этом не попал в любимчики властей?

Ответ можно найти на выставке «Передовой отряд», взглянув на автопортрет художника, который так и назван «Уполномоченный самарского ВХУТЕМАСа». Молодой человек, с перевязанным ухом и трубкой, с лукавым видом.

Если вдуматься, то эта работа наполнена очень тонкой иронией и самоиронией — чего стоит название автопортрета! — и, обозревая жизненный и творческий путь Адливанкина, можно сказать, что именно такая жизненная стратегия помогла Самуилу. Он ко всему относился с юмором.

Самуил Адливанкин. Композиция. 1922
Самуил Адливанкин. Композиция. 1922

Глядя на лукавый автопортрет, надо помнить, что в этот момент, в Самаре, художник создавал, в основном, авангардные композиции, вполне в духе Татлина, у которого учился в Москве, до приезда в наш город. И это были хорошие, талантливые работы — одна из них на обложке знаменитой книги Сарабьянова «Неизвестный авангард».

Работа Адливанкина на обложке книги Сарабьянова. 1992
Работа Адливанкина на обложке книги Сарабьянова. 1992

Но — неожиданно быстро, от беспредметного «левого» искусства художник вдруг переходит к эстетике лубка, примитивизма, делает вещи почти карикатурные.

На выставке «НОЖа» в 1922 году, Адливанкина ругают как раз за этот взгляд, который из всей массы революционных событий выхватывает самые нелепые, отталкивающие моменты.

И в самом деле, не вызывает восхищения и патетического восторга красноармеец Адливанкина со своей кралей, но это, пусть и смешные, карикатурные, но живые и узнаваемые типажи.

Самуил Адливанкин. Девушка и красноармеец. 1922
Самуил Адливанкин. Девушка и красноармеец. 1922

И хотя за произведения Адливанкина и других «НОЖей» вступился лично наркомпрос Луначарский, а карикатуру с поддержкой (!) выставки опубликовал только-только созданный сатирический журнал «Крокодил», объединение прекратило свое существование, а выставку закрыли. Но сам подход, по крайней мере, в творчестве Самуила Адливанкина сохранился.

Дмитрий Мельников. На выставке НОЖа. Карикатура. 1922
Дмитрий Мельников. На выставке НОЖа. Карикатура. 1922

Работы Адливанкина во второй половине 20-х продолжают лубочный и гротескный стиль, но примитивизм, постепенно уступает место работам с карикатурным экспрессионизмом — на работе «Герои у них» награждаемый палач с явным свиным рылом вместо носа.

Но это был юмор относительно безопасный, направленный на «них». А вот работы «Ликвидируем прорыв» или «Голосуют за исключение кулака из колхоза» уже не так однозначны. И если понимать, что нарисовано на картинах, то и улыбки крестьян, которых не раскулачили сегодня выглядят уже не так весело, да и самого исключенного кулака отчаянно жалко. Человек обречен. Такая вот ирония жизни.

Самуил Адливанкин. Голосуют за исключение кулака из колхоза. 1931
Самуил Адливанкин. Голосуют за исключение кулака из колхоза. 1931

Долгие годы в своем творчестве Самуил Адливанкин балансировал на этой грани между юмором, иронией, гротеском, сатирой. Но. Так как сам он, по рождению, был местечковым евреем из Могилевской губернии, такой стиль жизни был у него в крови. Современники, вспоминая Самуила Адливанкина в последние годы его жизни отмечали его внешнее сходство с Евгением Леоновым. Можно даже предположить — больше всего Самуил Яковлевич походил на Тевье-молочника из «Поминальной молитвы».

Самуил Адливанкин. Шарж-автопортрет. 1963
Самуил Адливанкин. Шарж-автопортрет. 1963

Радостные, буквально светящиеся весельем портреты Адливанкина, написанные уже в 60-е годы — это отдельный стиль, мини-жанр., совсем не соцреалистический. Потому что ни поэта Слуцкого, ни скульптора Фрих Хара, ни художников — соседей Адливанкина по легендарному дому на Масловке, никогда не писали так — с добрым юмором, иронией и веселой симпатией, которые помогают раскрыть характер, избегая насыщенности и пафоса.

Самуил Адливанкин. Портрет скульптора Фрих Хара. 1965
Самуил Адливанкин. Портрет скульптора Фрих Хара. 1965

Из всех героев передового отряда Адливанкин был самым признанным и выставляемым, но и его творческий путь до сих пор мало изучен, не оценен по достоинству.

Впрочем, это можно сказать обо всех бойцах за будущее. И хотя время уходит, очевидцы давно умерли, безвозвратно утеряно наследие… Помнить об этих творцах, значит, продолжать дело русского авангарда сегодня.

Они были очень разными — бойцы передового отряда русского авангарда.

Выставка «Передовой отряд», посвященная 100-летию авангарда в Самаре, открыта в Самарском Художественном музее до 21 мая.

2 комментария к “Самуил Адливанкин. Боец передового отряда

Добавить комментарий для Илья Отменить ответ