Наследие:

13 фактов из жизни Екатерины Максимовой — автора Фабрики-кухни

22 декабря 2021

Максимова Екатерина Николаевна

22 декабря исполняется 130 лет Екатерине Максимовой. Самкульт вспоминает несколько фактов из ее удивительной жизни.

Православная семья

Максимова Екатерина Николаевна родилась 12 декабря 1891 года в Казани, в православной семье. Ее родители были глубоко верующие люди. Отец, имевший частицу татарской крови и свободно владевший татарским языком, работал учителем в национальной татарской школе, готовившей ремесленников.

Максус

По семейной легенде, в стародавние времена, фамилия звучит как Максумов. С башкирского или с татарского Максус — означает особый, особенный. Уже позднее, после принятия православия, предки Екатерины стали Максимовыми.

За братом

Примером для Екатерины был старший брат Владимир. Он уже в 16 лет решил стать архитектором и поступил на архитектурное отделение Казанской художественной школы, одной из лучших в российской провинции. Потом продолжил образование в Высшем художественном училище при Академии художеств в Петербурге. Студентом, он уже работал под руководством А.В.Щусева над восстановлением храма Св. Василия в Овуче. Владимир Николаевич Максимов был ярым приверженцем русского национального стиля.

Курсистка

После успешного окончания Казанской художественной школы Екатерина Николаевна решила пойти по стопам брата, который уже работал в столице. В 1910 году она подала документы во Второй Петроградский политехнический институт.

Женские политехнические курсы открылись в Петербурге в 1906 году и вызвали бурный интерес в стране. Сотни девушек со всей России впервые получили шанс на полноценное образование в сфере архитектуры до этого доступной только мужчинам. Но скидок для девушек не предусматривалось.

Обучение

Кроме архитектурных проектов, слушательницы должны были сдавать проекты по канализации и водоснабжению, отоплению и вентиляции, электротехнике, дорогам и статике сооружений. К особым предметам относились декоративное искусство, композиция, акварель и лепка. Заключительной работой являлся дипломный проект с предварительной клаузурой.
Екатерина Максимова окончила курсы с отличием, выполнив дипломную работу на тему «Гостиница-­санаторий» и став одной из первых женщин-архитекторов в России. Или как их тогда феминизировали — архитектрис.

Архитектриса

В 1914 году Максимова участвовала в проектировании земского дома в Киеве. В трудовой книжке с этого года ведется отсчет ее профессиональной деятельности.

В годы Первой Мировой и Революции — с 1915 по 1918, она работала в качестве помощника архитектора по проектированию и производству в Санкт-­Петербурге. Участвовала в составлении различной проектной документации для строительства в северной столице, сразу после революции, но тут грянула гражданская война и все стройки окончательно встали.

Начался голод. А у Максимовой уже родился сын — Никита. Чтобы спасти себя и ребенка, она возвращается к родителям, которые к этому времени вышли на пенсию и вернулись в Белебей.

Бегство в Белебей

Белебей, хоть и считался городом, но жило в нем меньше 10 000 человек, расположен он был немного в стороне от основных боевых действий, поэтому сюда перебрались сначала Екатерина с сыном Никитой, а потом и старший брат Владимир с семьей.

Работы для архитектора в городе Белебей не было и Максимова устроилась на работу преподавателем специальных предметов в технической школе и там же, в девятилетней школе, преподавала физику. В Москву Екатерина Максимова вернулась только в 1923 году, после окончания Гражданской и начала НЭПа.

Казанский вокзал

Старший брат еще до революции много работал со Щусевым, был его учеником и последователем, поэтому по возвращению в столицу, он помогает сестре устроится к академику Щусеву на проект Казанского вокзала. Екатерина Максимова — один из основных авторов этого символического для столицы здания.

Возможно, что и брат Владимир работал над этим проектом, но он не принял советскую власть, как безбожную. И сестре пришлось поддерживать брата, давая ему возможность подработки. Владимир Николаевич помогал младшей сестре, но кормилицей была она.

Дом в Кратово

В это время Екатерине Николаевне — работнику наркомата путей сообщения (так как работала в проектной группе по строительству Казанского вокзала) выделили участок под строительство дома в поселке Кратово. Но денег на саму стройку у Максимовой не было. Помог брат, у которого оказался знакомый нэпман согласившийся дать денег под обязательство сделать для него крупную работу.

Дом по совместному проекту Максимовых, выдержанный в русско-конструктивистском стиле, до сих пор стоит в подмосковном Кратове — Раменском. На улице Карла Маркса, которая идет вдоль железной дороги и приведет Максимову к трагедии.

Нарпит

В 1923 году по инициативе советского руководителя Артемия Халатова было создано паевое товарищество «Народное питание» — Нарпит. Это был ответ на нэпманский формат ресторанов и кабачков — советское общественное питание, которое должно было противопоставить «старорежимному» и «буржуазному» новый формат учреждения общественного питания.

Фабрика-кухня

С 1925 года Екатерина Максимова начинает работать в «Нарпите» и вместе с вновь организованной группой инженеров, архитекторов, технологов с чистого листа разрабатывает систему проектирования совершенно новых объектов — гигантов общественного питания, которые получили общее название «фабрика-­кухня».

Это огромное механизированное предприятие общественного питания, получившее распространение в 20–30-е годы исключительно в СССР. С архитектурной и социокультурной точки зрения представляет собой уникальный тип сооружения и в истории современного искусства и архитектуры рассматривается особо.

Первая фабрика-кухня была открыта в 1925 году, в Москве. А одна из последних, и наиболее совершенных технологически, была построена в Самаре, по проекту Екатерины Максимовой. Это единственное в мире здание в форме серпа и молота.

Серп и молот

Максимова не просто воплотила в архитектуре один из главных идеологических символов советской власти, ее фабрика была шедевром функциональности. В «молоте» располагалась кухня, а в дуге «серпа» — вестибюль с гардеробом и детская и взрослые столовые. На первом этаже, в «рукоятке молота», находились почта и магазин, а на втором — технические помещения, персонал, горячий цех и т. Д.

Еда доставлялась из кухни в столовую по трем конвейерам. Переходы из производственной части «молота» в дугу «серпа» были остеклены огромными витражами с определенными членениями. Они опирались на колонны, выполненные из бетона. Продуманная Максимовой система перемещения персонала и посетителей исключала возможность пересечения потоков.

Фабрика-кухня открылась в 1932 году, но Екатерина Максимова не увидела свой шедевр. Она погибла под колесами поезда.

Екатерина Максимова и «фабрика-­кухня»

Загадочная смерть

Судьба Максимовой сложилась трагически. Она погибла в марте 1932 года, попав под поезд. Максимова возвращалась поздно вечером в свой дом, в Кратово. Обстоятельства гибели неизвестны. Был ли это несчастный случай?

Уже после гибели Максимовой по сфабрикованному делу в апреле 1932 года был арестован брат Владимир. В 1932 году была объявлена пятилетка безбожия. Весной ОГПУ провело операцию «пасхальный набор», в результате которой многие священнослужители и просто верующие были арестованы. Владимир Николаевич был причислен к тайной православной организации «Истинно православная церковь», в результате на него и сына был выписан ордер на арест.

Спустя месяц после ее гибели, в дом пришли сотрудники ОГПУ и предъявили ордер на арест Максимовой Екатерины Николаевны. Брат к тому моменту уже был арестован. Родственники сообщили, что Максимова погибла и арестовывать уже некого.

Памятник Екатерине Максимовой на Ваганьковском кладбище был установлен на деньги сотрудников «Нарпита».

Оставьте комментарий