22 декабря исполняется 130 лет Екатерине Максимовой. Самкульт вспоминает несколько фактов из ее удивительной жизни.
Православная семья
Максимова Екатерина Николаевна родилась 12 декабря 1891 года в Казани, в православной семье. Ее родители были глубоко верующие люди. Отец, имевший частицу татарской крови и свободно владевший татарским языком, работал учителем в национальной татарской школе, готовившей ремесленников.
Максус
По семейной легенде, в стародавние времена, фамилия звучит как Максумов. С башкирского или с татарского Максус — означает особый, особенный. Уже позднее, после принятия православия, предки Екатерины стали Максимовыми.
За братом
Примером для Екатерины был старший брат Владимир. Он уже в 16 лет решил стать архитектором и поступил на архитектурное отделение Казанской художественной школы, одной из лучших в российской провинции. Потом продолжил образование в Высшем художественном училище при Академии художеств в Петербурге. Студентом, он уже работал под руководством А.В.Щусева над восстановлением храма Св. Василия в Овуче. Владимир Николаевич Максимов был ярым приверженцем русского национального стиля.
Курсистка
После успешного окончания Казанской художественной школы Екатерина Николаевна решила пойти по стопам брата, который уже работал в столице. В 1910 году она подала документы во Второй Петроградский политехнический институт.
Женские политехнические курсы открылись в Петербурге в 1906 году и вызвали бурный интерес в стране. Сотни девушек со всей России впервые получили шанс на полноценное образование в сфере архитектуры до этого доступной только мужчинам. Но скидок для девушек не предусматривалось.
Обучение
Кроме архитектурных проектов, слушательницы должны были сдавать проекты по канализации и водоснабжению, отоплению и вентиляции, электротехнике, дорогам и статике сооружений. К особым предметам относились декоративное искусство, композиция, акварель и лепка. Заключительной работой являлся дипломный проект с предварительной клаузурой.
Екатерина Максимова окончила курсы с отличием, выполнив дипломную работу на тему «Гостиница-санаторий» и став одной из первых женщин-архитекторов в России. Или как их тогда феминизировали — архитектрис.
Архитектриса
В 1914 году Максимова участвовала в проектировании земского дома в Киеве. В трудовой книжке с этого года ведется отсчет ее профессиональной деятельности.
В годы Первой Мировой и Революции — с 1915 по 1918, она работала в качестве помощника архитектора по проектированию и производству в Санкт-Петербурге. Участвовала в составлении различной проектной документации для строительства в северной столице, сразу после революции, но тут грянула гражданская война и все стройки окончательно встали.
Начался голод. А у Максимовой уже родился сын — Никита. Чтобы спасти себя и ребенка, она возвращается к родителям, которые к этому времени вышли на пенсию и вернулись в Белебей.
Бегство в Белебей
Белебей, хоть и считался городом, но жило в нем меньше 10 000 человек, расположен он был немного в стороне от основных боевых действий, поэтому сюда перебрались сначала Екатерина с сыном Никитой, а потом и старший брат Владимир с семьей.
Работы для архитектора в городе Белебей не было и Максимова устроилась на работу преподавателем специальных предметов в технической школе и там же, в девятилетней школе, преподавала физику. В Москву Екатерина Максимова вернулась только в 1923 году, после окончания Гражданской и начала НЭПа.
Казанский вокзал
Старший брат еще до революции много работал со Щусевым, был его учеником и последователем, поэтому по возвращению в столицу, он помогает сестре устроится к академику Щусеву на проект Казанского вокзала. Екатерина Максимова — один из основных авторов этого символического для столицы здания.
Возможно, что и брат Владимир работал над этим проектом, но он не принял советскую власть, как безбожную. И сестре пришлось поддерживать брата, давая ему возможность подработки. Владимир Николаевич помогал младшей сестре, но кормилицей была она.
Дом в Кратово
В это время Екатерине Николаевне — работнику наркомата путей сообщения (так как работала в проектной группе по строительству Казанского вокзала) выделили участок под строительство дома в поселке Кратово. Но денег на саму стройку у Максимовой не было. Помог брат, у которого оказался знакомый нэпман согласившийся дать денег под обязательство сделать для него крупную работу.
Дом по совместному проекту Максимовых, выдержанный в русско-конструктивистском стиле, до сих пор стоит в подмосковном Кратове — Раменском. На улице Карла Маркса, которая идет вдоль железной дороги и приведет Максимову к трагедии.
Нарпит
В 1923 году по инициативе советского руководителя Артемия Халатова было создано паевое товарищество «Народное питание» — Нарпит. Это был ответ на нэпманский формат ресторанов и кабачков — советское общественное питание, которое должно было противопоставить «старорежимному» и «буржуазному» новый формат учреждения общественного питания.
Фабрика-кухня
С 1925 года Екатерина Максимова начинает работать в «Нарпите» и вместе с вновь организованной группой инженеров, архитекторов, технологов с чистого листа разрабатывает систему проектирования совершенно новых объектов — гигантов общественного питания, которые получили общее название «фабрика-кухня».
Это огромное механизированное предприятие общественного питания, получившее распространение в 20–30-е годы исключительно в СССР. С архитектурной и социокультурной точки зрения представляет собой уникальный тип сооружения и в истории современного искусства и архитектуры рассматривается особо.
Первая фабрика-кухня была открыта в 1925 году, в Москве. А одна из последних, и наиболее совершенных технологически, была построена в Самаре, по проекту Екатерины Максимовой. Это единственное в мире здание в форме серпа и молота.
Серп и молот
Максимова не просто воплотила в архитектуре один из главных идеологических символов советской власти, ее фабрика была шедевром функциональности. В «молоте» располагалась кухня, а в дуге «серпа» — вестибюль с гардеробом и детская и взрослые столовые. На первом этаже, в «рукоятке молота», находились почта и магазин, а на втором — технические помещения, персонал, горячий цех и т. Д.
Еда доставлялась из кухни в столовую по трем конвейерам. Переходы из производственной части «молота» в дугу «серпа» были остеклены огромными витражами с определенными членениями. Они опирались на колонны, выполненные из бетона. Продуманная Максимовой система перемещения персонала и посетителей исключала возможность пересечения потоков.
Фабрика-кухня открылась в 1932 году, но Екатерина Максимова не увидела свой шедевр. Она погибла под колесами поезда.
Загадочная смерть
Судьба Максимовой сложилась трагически. Она погибла в марте 1932 года, попав под поезд. Максимова возвращалась поздно вечером в свой дом, в Кратово. Обстоятельства гибели неизвестны. Был ли это несчастный случай?
Уже после гибели Максимовой по сфабрикованному делу в апреле 1932 года был арестован брат Владимир. В 1932 году была объявлена пятилетка безбожия. Весной ОГПУ провело операцию «пасхальный набор», в результате которой многие священнослужители и просто верующие были арестованы. Владимир Николаевич был причислен к тайной православной организации «Истинно православная церковь», в результате на него и сына был выписан ордер на арест.
Спустя месяц после ее гибели, в дом пришли сотрудники ОГПУ и предъявили ордер на арест Максимовой Екатерины Николаевны. Брат к тому моменту уже был арестован. Родственники сообщили, что Максимова погибла и арестовывать уже некого.
Памятник Екатерине Максимовой на Ваганьковском кладбище был установлен на деньги сотрудников «Нарпита».