Наследие: ,

Кино без актера, или Размышления о Самаре и самарцах

23 мая 2016

so0133_1912-13

Предлагаем вам посмотреть фильм «Таинственный город Самара» 1992 года, снятый Борисом Кожиным, и ознакомиться с отзывом на этот исторический документ.

Культура имеет свои права. Они были закреплены в Декларации прав культуры – документе, разработанном академиком Дмитрием Сергеевичем Лихачевым. В ней – и о «международной защите в ситуации войн и межэтнических конфликтов», и о «поддержке со стороны государства, несущего юридические и моральные обязательства перед прошлым, настоящим и будущим». Но если военные действия против памятников культуры расцениваются как преступление против человечества, то как должно квалифицировать равнодушие, небрежение, халатность по отношению к культурным артефактам?

В Международный день памятников и исторических мест в киноконцертном зале Музея Алабина состоялась творческая встреча с кинодокументалистом Борисом Александровичем Кожиным. Другого такого неравнодушного, яркого, талантливого рассказчика, влюбленного в Самару, знающего лично всех ее героев и имеющего о каждом доброе слово, найти сложно. Хранитель памяти – самарской, российской, и кажется, что мировой – пришел в музей со своими сокровищами. Сокровищами, которые создавались на Куйбышевской, затем Самарской студии кинохроники.

Ведь в России – Год кино! Запечатленный на пленке фрагмент истории при просмотре может родить ассоциации, разбудить память, вызвать аллюзии. История осталась, а мнения о ней – родились, рождаются и преображаются многократно…

Борис Кожин любит делиться воспоминаниями и своими киносокровищами. Как он смотрит на экран, где бегут кадры самарской хроники! Пересмотренные частями и целиком сотни раз, они не перестают его волновать. Это моноспектакль, бенефис редактора, прокручивающего киноленту своей жизни. Так сыграть любовь невозможно.

Об этой любви и поведал фильм «Таинственный город Самара» (1992), показанный на встрече. Увлеченно следя за героями, жадно считывая на экране приметы 90-х, глубоко погружаясь в ушедшее, мы еще раз убедились, как нужны встречи в жанре «медленные киночтения», когда, входя в кинотекст, мы замедляем кадр и интерпретируем, трактуем увиденное-услышанное.

Эти сотни метров пленки с запечатленными мгновениями, оживающими в проекторах и на экранах, и есть наше наследие, подлинный памятник нашей истории, нашей жизни. Ожившая память, искренность и правда, неподдельность и несыгранность, шероховатость прямоты и разговорной речи – в кино без актера, как часто говорит Борис Александрович о документалистике.

После просмотра посыпались вопросы: кто тот молодой человек, нелицеприятно отзывающийся о самарцах? а тот высокий и красивый певец частушек – это актер Амелин? а на столе у хирурга Ратнера стоит фигурка Дон Кихота? Даже в этой детали – бронзовый Дон Кихот на столе у врача – разве не много? Разве не портрет человека? Человека из той жизни. А в этой такое возможно? Масса вопросов. И на многие ведь смогут и должны ответить наши посетители, а не только главный редактор, который ответы эти знает. А мы только еще ищем… Давайте искать вместе.

Ольга Козырь

Заведующая научной библиотекой Музея Алабина.

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета»,
№ 9 (97) за 2016 год

pNa

Оставьте комментарий