Мнения: ,

Субъективные итоги года. Литература. Проекты-2015. «Четверги в библиотеке» и Литературная биеннале

8 января 2016

d3

Возможно, Самкульт берет на себя несвойственную ему роль, но мне представляется важным, хотя бы иногда анализировать те процессы, которые происходят в нашей культуре. Хотя бы, чтобы понимать, куда всё движется. И движется ли вообще.

Прошедший год был годом русской литературы, поэтому в субъективных итогах ей уделяется особое место. Во-первых, литературоцентричности нашей никто не отменял, а, во-вторых, интересно наблюдать, как преломляется национальная идея в сознании конкретных людей.

Победителей в номинации двое. Несмотря на большую разницу между этими проектами, их объединяет восприятие русской литературы, как живой творческой среды, а всех великих, как реальных учителей и друзей. Особенно, когда у тебя на глазах, один из друзей постепенно становится великим.

Это про “левановский проект” литературной биеннале. Вообще там много чего было, и Литературный музей снова создал культурный прецедент, создал прекрасное событие, провел несколько незабываемых встреч — это всё было, но я хотел бы сакцентироваться на одном элементе литературного паззла. Музей не ограничивается традиционной функцией хранения наследства. Не ограничивается и проектной деятельностью. Но переходит на новый уровень — он переносит часть культуры в новое смысловое пространство.

Можно долго спорить о том, насколько велик/невелик Леванов. Но в реализации концепции «музея всей самарской литературы», сохранение памяти тольяттинского драматурга, извините, организация этой памяти, применение сразу же музейного подхода к наследию — это очень важно. Осознаешь историю лучше. Живее. Ближе.

Потому что здесь ведь не только цели, но и средства важны. Вот, например, проект городской администрации к году Литературы, который готовил, в частности, профессор Перепелкин, несмотря на масштабность и скурпулезность, трудно назвать удачным. Ряды декоративных стел в сквере у площади Куйбышева больше всего напоминали кладбище. А подробные и наукообразные тексты навевали скуку и кладбищенскую атмосферу усиливали. Клуб мертвых писателей. Литература предстает в этом проекте чем-то абсолютно неживым, огромным памятником ушедших эпох. Возможно, этого и добивались, но выглядело странно. Так же странным было и отсутствие внутренней драматургии, пардон, нарративу. Просто в куче все писатели, которые хоть как-то связаны с Самарой. Объем впечатляет, но местами, герои выглядят несколько притянутыми. Да и не за многа букаф мы литературу любим, здесь же не количество знаков важно!  Жаль, что такой большой труд не нашел более живого и дружелюбного к людям воплощения.

12508916_10205818444724251_6611015932084918188_n

А вот у Жени и Ромы все получилось. Это вообще самый  нашумевший проект в сфере культуры, сделанный энтузиазтами без участия институций и инвестиций. Каждый четверг, в модный клуб “Библиотека” приходили люди, чтобы послушать и почитать стихи русских поэтов. Надо ли говорить, что в “Библиотеку” скоро стало невозможно втиснуться, а слушать и особенно читать стихи в четверг стало bonton. Вот что делает энтузиазм и мастерство.! Евгений Козаченко и Роман Мнацаканов смогли организовать и два больших четверга в Пушкинском доме, где представили публике шоу с участием электронной музыки, живого джаза, видео, хореографии и харизмы. Публика приняла “Четверги” с благосклонностью, хотя и любит упрекать рганизаторов в салонности. но это такая игра, шоубиз. И вот это самое главное — из великой русской литературы сделали хороший шоу-бизнес проект. Очень достойный, не пошлый и честный. Современный. Рома много читает хип-хопа и Женя тоже. И пусть лучше Енот мне зачтёт Хлебникова, а я смахну сентиментальную слезу. Вы где вообще со сцены последний раз слышали Велимира Хлебникова, Кузьмина, Хармса? Вспоминайте!

Благодаря двум этим разным проектам, мы четко видим — русская литература, несмотря на смерть своих отдельных представителей, жива в самом широком смысле слова, прекрасно выглядит, в моде и продолжает развиваться. А так как основной смысл нашей страны состоит в производстве великой культуры, и литературы в т.ч., именно такие новости дают нам надежду на светлое будущее. Вы же понимаете, что Тольятти останется в истории, как родина Леванова, прежде всего?

 

pNa

1 комментарий к “Субъективные итоги года. Литература. Проекты-2015. «Четверги в библиотеке» и Литературная биеннале

  1. Глубокоуважаемый Самкульт! Поскольку я не привык присваивать себе чужих заслуг, то попрошу и Вас мне их не присваивать тоже: «куратором» выставки, организованной департаментом культуры, я не был. Департамент обратился ко мне с просьбой подобрать фотографии писателей и сделать о них небольшие «справки», формат которых был определён не мной, а заказчиком, + сам я выступил с инициативой и подобрал около ста автографов. На этом моя скромная роль в организации и продвижении этого проекта (нравится он Вам или нет), закончилась, а по сему присваивать себе чьи-либо заслуги я считаю себя не вправе. Желаю удачи. «Профессор Перепёлкин»:)

Добавить комментарий для Перепёлкин Отменить ответ