Мнения: ,

Над небом Обломовки звезды сияли…

29 февраля 2016

Ахметова и Мастранджело

На сцене Самарской филармонии выступили звезды «Большой оперы». С ними был и звездочет – известный всей телевизионной России Фабио Мастранджело.

В резком неподкупном свете самарской рампы вещи выглядят совсем не так, как в льстивом сиянии федерального телевидения. Этим я не хочу сказать, что концерт двух телевокалистов канала «Культура», так восхищавших на экране, разочаровал вживе. Нет, скорее я имею в виду перестановку акцентов. Безграничные возможности «вокальной акробатики» бельканто очаровательной САЛТАНАТ АХМЕТОВОЙ, безусловной фаворитки телепрограммы «Большая опера», головокружительные и умиляющие своим блеском и отточенностью колоратурные пассажи – где вы? Да вот они, все тут. А где слезы, наворачивающиеся на глаза при погружении в этот бесконечно милый сопрановый тембр? Где они, эти орошающие наши ланиты сентиментальные свидетельства слушательской любви к победительнице «БО»?

Это риторический вопрос. Зал, кажется, вполне себе умилялся. Но слезы не вытирал.

Но и риторический вопрос надо куда-нибудь пристроить. Спрашиваю авторитетного для меня музыканта из оркестра: что не так? «Ну… Это было похоже на студенческий зачет». Да. Похоже. Мы-то чего от них ждем? Сложившегося мастерства? А они в начале пути. С превосходными данными, человеческим обаянием, старательным освоением секретов профессиональных технологий. Но ars, как известно, longa, и в этой безмерной многоступенчатой лестнице к совершенству наша vita brevis на начальных этапах. Однако нет сомнения, что все вышеперечисленное – данные, обаяние, работа над профессиональным совершенствованием – залог и гарантия поистине блестящего будущего.

Впрочем, это все уже замечено и отмечено – все превосходные составляющие таланта Салтанат покрыты позолотой призов пяти престижных конкурсов.

Салтанат Ахметова окончила Казахскую национальную академию музыки в Астане (2008). Проходила стажировку в международной Академии вокального искусства в Озимо (Италия). Еще студенткой начала сотрудничать с Национальным театром оперы и балета имени К. Байсеитовой в Астане, где исполнила партии Мюзетты («Богема» Пуччини), Олимпии и Антонии («Сказки Гофмана» Оффенбаха), Алтынай («Биржан-Сара» М. Тулебаева), Ажар («Абай» А. Жубанова). Выступала в Palazzo Camozzini (Верона), Teatro Comunale (Болонья) и La Nuova Fenice (Озимо), где спела партии Розины («Севильский цирюльник» Россини), Адины («Любовный напиток» Доницетти), Алькандро («Олимпиада» Донаньи), Царицы ночи («Волшебная флейта» Моцарта). С 2013 года является солисткой-стажером Государственного театра оперы и балета «Астана Опера».

«Друг мой, Аркадий Николаевич, об одном прошу тебя: не говори красиво». Я и не Аркадий Николаевич. Поэтому долой красо́ты стиля. Скажу более внятно и коротко: талант, так обольстивший нас, – на начальной ступени развития. Хотелось бы наблюдать и следующие ступени. Самара – город гостеприимный. Салтанат у нас второй раз, и, говорят, она нами осталась довольна.

Следующий герой вечера, АЛЕКСЕЙ ИСАЕВ, сидит на трех стульях. И первый из них – как певцу и положено, вокал. Не буду комментировать. Мы, как было замечено ранее, не на зачете по вокалу.

«А второй-то стул – театральный стул.

На него кто сел – тот сыграл и спел».

Скажем ясно и коротко: певец всячески старается обыграть то, что поет.

6-1_Исаев и Мастранджело

Кстати, о балладах. Баллада Томского. Ну и Томский получился у Алексея Исаева! Всем Томским на удивление! Обычно этот персонаж трактуется несколько по-иному. Кто он? Вальяжный сплетник. Светский повеса, почти вся партия которого сводится к двум циничным песенкам. Вторая из них – «Если б милые девицы» – содержит малоприличные намеки. Это последняя картина оперы.

В первой картине звучит баллада Томского. Томский «запускает» механизм сюжета. Томским опера и подводится к концу. Этот персонаж как бы обрамляет все действие; нити интриги – в его руках. Этакий Мефистофель, каким мы его видели, скажем, в «Фаусте» Гуно. Томский, по сути, действующее лицо «мефистофелианского» пошиба. Это злобный провокатор под маской добродушного прожигателя жизни, игрока, души общества.

В принципе, маску болтливого повесы можно и не снимать. Что он, зловещими тайнами Рока интересуется? Нет, у пошляка и анекдотчика на уме совсем другое. Посмотрим, что.

Итак, в балладе – завязка действия. Пока это беззлобный анекдот, сплетня о давнем амурном приключении Графини (именно в нем, в небескорыстном свидании в спальне, а не в тайне трех карт, соль рассказанной истории; она перерождается в мозгу Германа, и это только его проблема). Цель Томского в балладе – позабавить приятелей. Шутка оборачивается ночным кошмаром, idee fixe Германа.

Исаев в эффектнейшем номере своей программы совершенно переиначивает драматургический смысл баллады. Задача Томского в понимании Алексея Исаева – не столько развлечь, сколько напугать слушающих. Мистические, жесткие, зловещие тени окутывают эту историю. Если бы мы были барсами или рысями, шерсть на наших загривках поднялась бы от ужаса.

В программе есть еще Рахманинов, Верди. Читатели простят мне, если я не буду формулировать свое мнение относительно каждого номера концерта. Поговорим о Россини. Третий стул найден! Известнейшая ария Фигаро. Ее А. Исаев подарил нам на бис. Заслышав первые звуки оркестрового вступления, просвещеннейшая самарская публика разразилась аплодисментами. Узнала мелодию! Недаром когда-то с помощью травки на газоне было выведено – всего с одной ошибкой – «Самара сильная, просвищенная!». Помните?

Алексей Исаев родился в пос. Дмитрово-Черкассы Калининского района Тверской области. Переехав с семьей в Сургут Ханты-Мансийского автономного округа, с 1997 по 2005 год обучался в Сургутском филиале Санкт-Петербургской академической капеллы имени М. И. Глинки, а затем в Сургутском музыкальном колледже. Продолжил обучение на заочном отделении Ханты-Мансийского филиала Российской академии музыки имени Гнесиных. В 2008-м становится солистом Ханты-Мансийской филармонии и победителем международного фестиваля-конкурса «Венская весна» (Руза). С 2011 г. – солист московского музыкального театра «Геликон-опера».

Исаев добавил Самаре «просвищения» («е»?). Полагаясь не только на наше знание итальянского, но и на свою превосходную дикцию, он продемонстрировал прекрасную пластику и мимику. Содержание арии (довольно пространно изложенное либреттистом и композитором) певец подробнейшим образом прокомментировал. С помощью пластических этюдов и гримас изобразил и парикмахерские ножницы, и зеркало, и многое другое. На третьем стуле сидя. На стуле эстрадного номера. Владея таким превосходным набором жестов, и петь не обязательно. Так сказать, хорошо зафиксированный пациент в анестезии не нуждается.

Помог зафиксировать пациента ФАБИО МАСТРАНДЖЕЛО. Многие годы этот превосходный итальянский музыкант работает в России.

Фабио Мастранджело с 2005 года сотрудничает с театром Санкт-Петербургской консерватории. В 2007-2009 годах – главный приглашенный дирижер, а в 2009-2010 – главный дирижер Екатеринбургского театра оперы и балета. С 2007 года и по настоящее время – главный приглашенный дирижер Новосибирского академического симфонического оркестра и художественный руководитель ансамбля «Новосибирская камерата». С 2012 года и по настоящее время – главный дирижер Государственной филармонии Республики Саха (Якутия). C 2013 года – приглашенный дирижер театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова. С августа 2013 года – художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного театра «Мюзик-Холл». В октябре 2011 года получил российское гражданство.

«Самый знаменитый итальянец России» с пламенной итальянской страстностью продирижировал фрагментами рахманиновского «Алеко», в настоящем итальянском темпе преподнес «бисовую» арию Фигаро (браво, брависсимо, Фигаро – Исаев! Наши-то, российские Фигаро по-обломовски ленивы. Пока встанет, пока ноги, не целясь, в домашние туфли всунет… А итальянские цирюльники – ох, они и востры! И быстры! Просто на диво).

В этом месте рецензент, по основательном раздумии, обрывает разрешенные речи. Что же, всю программу обстоятельно комментировать? Не дождетесь! И мы ведь из страны Обломова…

Наталья Эскина 

Музыковед, кандидат искусствознания, член Союза композиторов России.

Фото Дениса Егорова

Опубликована в издании «Культура. Свежая газета», № 3 (91) за 2016 год

pNa

1 комментарий к “Над небом Обломовки звезды сияли…

  1. Салтанат-обладательница редкого,уникального голоса,который по достоинству оценён ведущими музыкантами Москвы и за рубежом. Наталье Эскиной надо обратиться к врачу-психиатру срочно.Налицо мания величия, или просто профанация?

Добавить комментарий для Брунгильда Отменить ответ