Окончание Великой отечественной войны предзнаменовало восстанавливать города и посёлки. Объём проектно-планировочных работ был колоссален и требовал для своей реализации разработку проектов на основе схем районной планировки и их научного обоснования. Эту задачу возложили на Комитет по делам архитектуры, созданный в 1943 году.
Продвигаемые в общество идеалы социалистического движения о построении счастливого будущего привели к бурному росту реконструкции. Города начали обретать свой архитектурный облик уже в начала 1950-х годов. Вкупе с Днепрогэсом началось восстановление крупнейших комплексов промышленности. Среди всех стран тоталитарного режима, по типу Германии и Италии, Советский Союз вышел победителем, как страна с самым высоким показателем устремлений и общественных идеалов среди населения, благодаря насаждаемой идеологии. Была задача обозначить страну, как победительницу в войне. С помощью архитектуры удалось убедить народ в скорейшем экономическом росте страны.
В мире тем временем шла перестройка. Холодная война спровоцировала «железный занавес», что разделил общество на капиталистов и социалистов.
Основным мотивом архитектурного движения стала победа фашизма советским народом. Конструктивизм и рационализм канули в небытие, сменившись советским монументальным классицизмом. Как его ещё называют — «сталинский ампир», что продлился примерно до 1955 года. В книгах по советской архитектуре сравнивают этот стиль с ар-деко и эклектикой.
Стиль зданий демонстрировал масштаб победы в войне, его величественность и размах. Он захватил влияние практически в каждом городе Советского Союза. Его можно проследить в постройках НИИ, административных и общественных зданиях, морских портах, судоходных каналах и ещё много где.
Особое внимание заслужил генеральный план Сталинграда (Ныне Волгограда), разработанный Симбирцевым и Алабяном. Они предложили ввести площадь Павших борцов, Аллею Героев и пропилеи с лестницей к Волге, тем самым объединив дореволюционные постройки с промышленными районами нового времени в определённую систему.
До 1953 года был закончен проект кольца вокруг центра Москвы. Вид высотных зданий преобразил облик столицы. Они акцентировали внимание вокруг строящегося на тот момент Дворца Советов. Семь величественных высоток символизировали победу государства в войне и олицетворяли собой воплощение городской послевоенной среди сталинского образа.