Прежде чем приступить к более аналитическому разбору музыки, «сделанной своими руками» (DIY), будет полезно кратко рассмотреть её в историческом контексте. Хотя у этого явления были предшественники, особенно в скиффле, раннем рок-н-ролле и возрождении фолка, создание такого рода музыки часто возводят к раннему британскому панку конца 1970-х годов. Определённо, именно тогда ярлык «сделай сам» впервые был применён к музыке, возможно, отражая популярность «самоделкиных» того времени в деле обустройства дома — ассоциация с этим термином в музыкальном упоминании, не пропала даром. Лидеры панк-рока призвали молодёжь, независимо от их музыкального опыта и способностей (или их отсутствия), создавать свои группы и собственную музыку, а подражать поклонению рок-звёздам того времени, которые, по мнению многих панков, стали измученными, чрезмерно привилегированными и удалившимися от своей аудитории.
«Музыкальная индустрия» включает отдельные направления звукозаписи, живого исполнения, авторского права и лицензирования, и это ещё без рассмотрения производства инструментов и оборудования, музыкальных медиа и более широких отраслей культуры, которые пересекаются со многими другими. Музыкальное творчество в концепции «сделай сам» провоцирует деятельность вопреки «индустрии» или независимо от неё. Однако это проблематичное определение, не в последнюю очередь потому, что «отрасль» сама по себе является скользкой концепцией. Музыку лучше рассматривать как деятельность, чем как объект, или, скорее, как совокупность действий: например, сочинение, исполнение, прослушивание, запись, интерпретацию, оценку и т. д.
На самом деле это обширная сеть человеческого взаимодействия, которая, хотя и включает представителей крупных корпораций, также включает отдельных лиц, устраивающих крошечные концерты и продающих малотиражные записи. Тем не менее, и сама «Индустрия» состоит из людей, «делающих это», что это затрудняет отделение её от тех, кто создаёт музыку своим личным творчеством. Если группам или вспомогательному персоналу (например, промоутерам, звукорежиссёрам и т. д.) платят и/или с публики взимается плата, то обычная практика самостоятельных коллективов/исполнителей заключается в просьбах сделать пожертвования на развитие проекта, что часто необходимо для достижения устойчивого развития. Организаторы на низовом уровне зачастую столь же трудолюбивы и предприимчивы, как и корпоративные игроки.
«Медиа-промышленность» — становится постепенно вызывающей воспоминания риторической фигурой, полезной для «других» оппозиционных проектов и движений, которые могут определить свою коллективную идентичность именно по этому протестному состоянию. На данный момент стоит отметить различие между «мейджорами» и «инди» в звукозаписывающей индустрии. На протяжении всей истории звукозаписи доминировала (развивающаяся) олигополия «основных компаний», на долю которых приходилось более 80% всех продаж. Ассоциация независимой музыки считает лейбл «крупным», если он принадлежит многонациональной компании, чьи продажи записей составляют >5% мирового рынка. Любой лейбл, который не пересекает этот порог, является «инди». Многие самопровозглашаемые «DIY — исполнители» отличают свою деятельность от деятельности независимых, либо из-за их этики, либо из-за масштаба деятельности (некоторые независимые компании являются достаточно крупными компаниями).
Несмотря на то, что простые слушатели, исполнители и корпоративный совет директоров находятся на противоположных концах индустрии, у них есть пересекающиеся области интересов и практик: например, продвижение артистов, запись и организация концертов, ведение бухгалтерии, обслуживание турне и прочее. Часто они исповедуют одни и те же музыкальные стили, и это сближает их, поощряя возникновение связей. Крупные фирмы часто используют низовой уровень, как источник пополнения своей когорты продвигаемых талантливых исполнителей и испытательную площадку для внедрения инноваций. Кроме того, создание впечатления об обращении к идеалу создания музыки своими руками может быть прибыльной стратегией для крупных игроков отрасли.
Социальная жизнь всегда находится в движении, и успех часто меняет условия, в которых действуют новые успешные люди. Исполнители, композиторы, поэты, художники, приступающие к делу в концепции «сделаю только сам», отказываясь от профессиональных услуг и институционализированных каналов, могут обнаружить, что эти предприятия, тем не менее, становятся профессиональными и институционализированными с приходом популярности. Импровизированные договорённости становятся рутинными и обычными. Дилетанты учатся, приобретая экспертные ноу-хау и соответствующий статус, который отличает их от других. Требования к их времени умножаются, стимулируя изменения в методах работы и вознаграждения. Основатели ряда успешных независимых лейблов, например, объясняют свой рост от небольших предприятий до малых и даже крупных компаний следствием незапрашиваемых запросов о контрактах от групп, впечатлённых их деятельностью.
Деятельность самостоятельных исполнителей пересекается с деятельностью индустрии, потому что они часто преследуют одни и те же цели: например, организация концертов и фестивалей, запись и распространение музыкальных композиций, создание репутации артиста и т. д. В этом смысле первые конкурируют с музыкальной индустрией, а не занимается чем-то совершенно отличным от неё. Кроме того, однако создание музыки своими руками включает рефлексивное осознание и идентификацию — музыканты-самоучки обычно работают вместе, формируя «музыкальные миры», или, по крайней мере, формируя подразделы внутри таких миров. Как ни посмотри, а создание музыки своими руками в концепция «DIY» — это коллективного действия, в основном внутри «индустрии», но характеризующаяся оппозицией и/или попыткой создать ей альтернативу. Противники музыкальной индустриализации пытаются делать музыку по-другому. Их попытки могут быть не вполне успешными, последовательными или непоследовательными, но они отличаются от других форм музыкального творчества, как профессионального, так и любительского.