Выступление артиста на сцене всегда праздник для слушателей, но далеко не всегда для самого вокалиста или музыканта. Выступление перед публикой часто вызывает волнительные ощущения, иногда настолько волнительные, что само выступление оказывается под угрозой.
Немного о влиянии психики на вокалистов и музыкантов нам сегодня расскажет московский экзистенциальный и интегративный психолог, гештальт-терапевт Алекс Клайм, работающий в том числе и с вокалистами.
Некоторые знают, что такие известные на весь мир артисты, как, например, Адель и Робин Уильямс (и многие-многие другие известные артисты) жутко боялись (и продолжают бояться) выступлений на сцене, боялись вплоть до отмены самих выступлений, записей альбомов и музыкальных туров.
Но это, так сказать, апофеоз музыкальных фобий, видимая вершина айсберга. В его невидимой части, скрытой под водой, гораздо более масштабные тенденции. Тревожность, сильное волнение, фобии сковывают артистизм очень многих вокалистов и музыкантов. И далеко не всегда для этого нужна публика.
Например, вокалист, неплохо поющий у себя дома и даже записывающий приличные по уровню вокала треки, зажимается, теряет вокальную технику или диапазон прямо на уроках вокала, дико фальшивит, забывает тексты, сбивается с ритма, и, в итоге, не может показать свои вокальные данные даже своему педагогу.
Психика действительно оказывает очень значительное влияние на вокалистов и музыкантов. И не всегда вот то самое плохое тревожное влияние. Иногда совсем наоборот. Музыкант иногда «ловит» вдохновение и выдает прекрасный результат намного выше среднего.
Так как нивелировать негативное влияние психики и усилить позитивное?
Всем этим занимается вокальная психология, изучающая степень и инструменты влияния сознания и подсознания человека на его творчество, исполнение, артистизм и выступления. Я сам не только психолог, но и педагог по вокалу. И вижу, что больше половины моих учеников приходят с психологическими зажимами и вокальными страхами в той или иной форме.
В каждом случае ситуация, конечно, сугубо индивидуальная. Причин, почему вокалисты и музыканты могут бояться играть, петь и выступать, довольно много. Это могут быть как банальные «неправильные» вокальные привычки, так и детско-подростковые травмы, внутренние установки, завышенная значимость вокала/музыки, низкая самооценка, повышенная реакция на стресс, общие тревожные и депрессивные расстройства и.т.д.
В каждом случае необходимо разбираться отдельно, единого рецепта нет. Но одно неизменно. Профессиональная «отработка» психологических причин всегда приводит к улучшению ситуации и с исполнением, и с выступлениями на сцене, и с творческой продуктивностью, в целом.
Но недостаточно выявить и проработать причины психологических зажимов и страхов. Необходимо еще «раскрыть и внутренне освободить» вокалиста и сформировать новые более творческие и более продуктивные привычки. Здесь работа вокального психолога может даже отчасти напоминать работу художественного руководителя в театре, которому нужно, чтобы его артисты могли по-настоящему раскрыться, играя свои роли. Да, актерские психотехники также являются нужным и полезным инструментом психолога, работающего с вокалистами и музыкантами.