Очень финская выставка

В галерее «Виктория» открылась выставка финского современного искусства «Расширение». Интересная и удобная, как финский дизайн: очень просто, но оригинально. Тут и монументальные пейзажи, и ухо в стене – на любой зрительский вкус. Все это пропущено сквозь сито скандинавского менталитета и имеет ценник.

Выставка современного финского искусства оказалась очень финской. И хотя называется она Extension.fi, или «Расширение», на деле получается наоборот: сужение представлений о Финляндии до уровня стереотипов. Уютные деревянные белые домики, реки, озера, леса. Даже цветовое поле работ как будто покрыто молочной дымкой утреннего тумана с «тысячи озер». Лаконичность скандинавского художественного языка подразумевает конкретное высказывание, ничего лишнего.

Работа художника Йоуна Карси «Рай-стрит», где макет белого деревянного домика на зеленой лужайке, одиноко подвешен на веревочках в середине галереи: образ Финляндии в современном мире. Такой маленький светлый и уютный мир, оазис спокойствия и природы, вырванный из действительности вместе с землей. Вот и Суоми отдельная территория со своими правилами, где чувственное и эстетическое восприятие все равно побеждает концепт. Рациональные скандинавы редко наделяют явление эмоциональной составляющей, ко всему относятся «разумно». Благо искусство является отдушиной и требует от зрителя чувствительности. Северяне красоту воспринимают с торжественной немотой. От красоты требуется быть тихой, могучей и естественной. Неудивительно, что главный источник вдохновения – природа.

Аксель Антас, художник, предоставивший для выставки несколько работ, использует в своем творчестве живой природный материал. Его главный инструмент – терпеливость и внимательность. В его творчестве есть видеоинсталляция, где от зрителя требуется 10 минут в тишине смотреть, как рассеивается и снова сгущается туман. Покой и медитация. Сразу вспоминается, что стиль жизни slow life начал свой триумфальный путь именно с популярности в Скандинавии. Одна из немногих культур, которая в век всеобщего ускорения старается замедлиться.

Петри Ала-Маунус – любитель монументальных живописных полотен с изображением мощной силы природы. Любим и почитаем в Стране тысячи озер. Его картина «Калевала» без персонажей. Темно-изумрудный лес вступает в кулачный бой со стихией реки.

Мика Карху в основу своего творчества закладывает ужас. Все его картины ткутся из страха тьмы и чуть видимого силуэта. А что может быть ненавистнее и страшнее темноты для северного человека, который живет в длинной ночи и страшном холоде?

Всего на выставке представлены работы 10 художников. Любую можно выбрать и купить. Хочется поменьше цинизма, но каждый арт-объект как будто бы и создавался под строгий дизайн уже отживающего, но все еще популярного скандинавского минимализма. По галерее можно ходить и присматриваться, что лучше бы выглядело в зале, а что стоит повесить в спальне над кроватью. Немного еще к цинизму – выставка оказалась очень подходящей для селфи. Прибежал, сфотографировался, убежал. Работники галереи говорят, что и такое тоже бывает, и довольно часто.

Возможно, самарские любители искусства еще не достигли «скандинавского дзена», когда нужно отдаленно спокойно всматриваться в работу, наслаждаясь тишиной. Пока все еще хочется немного «попотреблять» искусство: сфотографироваться, купить, обсудить. Да и короткие лаконичные высказывания даются не слишком легко, быстро забываются и не прорабатываются в сознании. Душа, еще со времен передвижников, требует повествования – рассказа. А тут арт-объект, белое ухо на стене под названием «У стен есть уши, но некому слушать» Мики Карху: все понятно, можно сразу же идти дальше.

Проект «Расширение» именно с Самары начал свой гастрольный тур. Весь жаркий май, до 28 числа, можно отхватить немного северного настроения в галерее «Виктория», что просто чудесно. Выставка уровня must see, которая удовлетворит всех: и любителей совриска, и приверженцев монументальных природных пейзажей. Невольно задумаешься о том, какое это «удобное» финское искусство, начинаешь его подозревать в сильном перекосе в дизайн. Но в любом случае kiitos paljon *.

Ксения ГАРАНИНА

Фото Петра ГРИДИНА

* Большое спасибо (фин.)

 Опубликовано в «Свежей газете. Культуре», № 9 (117), 2017, Май

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *