События: , ,

Неожиданный итог драматургического конкурса

26 июня 2017

Второй год Самарская областная организация Союза писателей России совместно с Тольяттинским молодежным театром и секцией драматургии Самарского отделения СТД РФ проводит конкурс современной пьесы «Майские читки». Организаторы позиционируют этот проект как своеобразное продолжение фестиваля «МАЙСКИЕ ЧТЕНИЯ», благодаря которому Тольятти на рубеже 1990–2000-х считался одним из признанных центров развития современного искусства в России.

Тольяттинский конкурс, конечно, уступает по своим масштабам большим и знаменитым драматургическим состязаниям. Однако география его вполне обширна – от Севастополя до Казани и от Москвы до Усть-Илимска. Лауреатами этого года стали пьесы «Селфи со Сталиным» москвички Татьяны Ворониной, «Города одиночества» Олега Охотникова из Кургана, самарцев Александра Игнашова – «Особые люди» и Михаила Нестерова – «Полоска угасающего дня».

В прошлом году все события конкурса сосредоточились исключительно в Тольятти. В нынешнем и самарцы смогли услышать и обсудить тексты. Пьеса чапаевского драматурга Евгения Сартинова «Роман и Юлия» и сценарий самарского автора Даяны Вальдияновой «Рукоплескание» читались студентами Самарского института культуры (режиссеры Елена Ивашечкина и Наталья Чичерина). Пьесы Игнашова и Нестерова читали актеры театра «Самарская площадь» (режиссер Владимир Лоркин).

Читки в Самаре пользуются неизменным вниманием публики, готовой к активному и заинтересованному разговору. Так было и в этот раз: много публики, живой интерес, активное обсуждение. И, казалось бы, все закончилось до будущего года, до нового конкурса. Однако читка пьесы Александра Игнашова, состоявшаяся в малом зале имени Николая Симонова в самарском Доме актера, по-настоящему взволновала не только зрителей, но и самих актеров.

«Особые люди» – про детей-аутистов. Если точнее – про их родителей, внезапно осознавших себя в невероятно сложной и практически безвыходной ситуации. Несколько историй, которые похожи и не похожи одна на другую. Истории, которые невозможно слышать без слез, которые выворачивают душу. Истории подлинные, почти документальные, лишь немного разбавленные авторским вымыслом.

Проблема аутизма – одна из больных проблем общества. Потому, что таких особенных детей, как оказалось, много. Только в Самарской области их три тысячи. Тех, о ком известно, кто где-то учтен и зарегистрирован. Вполне возможно, что и больше. Но главное – не в самой болезни, как ни страшна она и как ни тяжело с ней жить. Главное – в отношении людей к этой болезни, к этим детям, к их родителям.

«Театр не зеркало, а увеличительное стекло», – эта броская формула Владимира Маяковского появилась в 1920-е годы как объяснение и обоснование его сатирической пьесы «Клоп». И вспоминается обычно именно в связи с сатирой. Однако это ведь вообще особенность театра – предельно укрупнить то, что в повседневной жизни не замечается. Порой нарочно. Потому что если заметишь, тогда надо как-то к этому отнестись, что-то с этим делать. Или хотя бы жить с сознанием того, что это трудное, мучительное, иногда попросту страшное – есть, оно существует рядом. И хотя тебя не коснулось, но… ни от чего нельзя зарекаться.

Именно этот эффект «увеличительного стекла» заставил зрителей долго обсуждать услышанное. А присутствие в зале Дмитрия Кондратьева, председателя Самарской городской общественной организации помощи детям-аутистам и их родителям «Остров надежды», увело разговор далеко от пьесы – к проблеме нравственного здоровья общества.

Но самое главное – читка имела продолжение. Актеры не просто произнесли некий текст. Они заболели этой пьесой, этой темой, хотят продолжить работу. Драматург, вдохновленный живой реакцией актеров и зрителей, взялся перерабатывать текст, хотя пьеса уже больше года идет на сцене московского Театра на Малой Бронной в постановке Сергея Голомазова, и спектакль даже удостоен премии «Звезда театрала» в номинации «Лучший социальный проект сезона 2016–2017 годов».

Стоит ли ожидать нового (уже не первого) «социального проекта» в театре «Самарская площадь»? Об этом судить пока рано. Одно несомненно: современная драматургия и современный театр последовательны в своем стремлении увидеть и понять живую, подлинную, непридуманную жизнь.

 

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре», № 12 (120), 2017, Июнь

pNa

Оставьте комментарий