В плену совершенства

7-1_Смолякова и Фильченко

За несколько десятилетий до рождения И. С. Баха родоначальник философского рационализма обозначил систему правил музыкальной эстетики, создав теорию аффектов. Чувство, или, по-другому, аффект, ставится во главу угла содержания музыкального произведения. В трактате «Компендиум музыки» (1618) Декарт определяет цель музыки. Цель эта «в пробуждении аффектов», то есть чувств.

Разнообразие – самое приятное свойство вещей.

Рене Декарт

Далее еще более важное: «Они (аффекты) должны быть упорядочены, приведены в равновесие, в гармонию». Чувство и порядок станут на многие века главными понятиями музыкального искусства. На их основе будут формироваться каноны красоты музыки. Следующие одна за другой эпохи барокко и классицизма по-своему являют в практике сочинения и исполнения музыки чувство, по-своему облекают его в равновесие музыкальной формы.

Барочная музыка и произведения венских классиков часто звучат в концертных залах. У многих на слуху наиболее значительные сочинения И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, А. Вивальди. Произведения Гайдна или Моцарта – наиболее предпочтительный репертуар каждой концертной организации. Музыка как бы «промежуточной», предклассицистской поры в концертном обиходе пока еще редкость. Множество композиторов, предваривших венскую классику, остаются по сей день в тени.

Время раннего классицизма стало своеобразным средостением причудливого многоцветия барокко и стройной архитектоники венских классиков. Переходный период – такой, каким мы его воспринимаем сейчас, – стал поиском новаций музыкального языка, новых способов организации музыкальной формы, новых звучаний, а подчас и новых инструментов. Но дух новаторства и энергия открытия не провоцировали радикальную ломку устоявшихся принципов.

Новое органично произрастало на богатейшей почве барокко, эпохи, завершителем которой стал великий Бах. Его сыновья – наследники традиции – стали инициаторами новых принципов построения сонатной и симфонической форм, которые легли в основание искусства венцев, искусства, ставшего классическим – образцовым на все последующие времена. Прошло время исторических реконструкций. Произведения предклассической эпохи прочно входят в репертуар солистов, ансамблей и оркестров. Мир музыки между барокко и произведениями венских классиков предстает во всем блеске, разнообразии и сложности.

В концерте «ЗОЛОТОЙ ВЕК», представленном абонементом Самарской филармонии «Музыкальная коллекция: великолепие барокко и венского классицизма», прозвучали произведения венских классиков – Концерт для скрипки до мажор Й. Гайдна, Концертная симфония для скрипки и альта В. Моцарта и музыка сыновей И. С. Баха – Симфония соль минор Иоганна Кристиана Баха и Концерт для флейты Карла Филиппа Эммануила Баха.

Рядом с сочинениями Гайдна и Моцарта концерт и симфония сыновей Баха прозвучали необычайно свежо. Произведения венцев оказались как бы в обрамлении музыки лондонского и гамбургского Бахов подобно великолепному дворцовому комплексу среди благоухающих садов, где сама земля источает аромат цветения.

Сергей Фильченко – солист и концертмейстер ансамбля Pratum Integrum (Санкт-Петербург), инициатор концерта – музицирует перед самарской публикой не впервые. Выступая как солист-скрипач, солист-альтист и дирижер, он представил самарскому слушателю необыкновенное соцветие близких и вместе с тем в чем-то существенно отличных друг от друга музыкальных стилей.

Возникает вольная параллель – между ранним и зрелым музыкальным классицизмом и скульптурными образцами архаики и классики древнегреческой культуры. Как здесь, так и там простое, где-то наивное, но существенно глубокое понимание формы соотносится с выверенностью пропорций и совершенством анатомически верных линий, глубинная витальная энергия противостоит завершенности прекрасных форм. Подобно тому в сопоставлении ранней и зрелой музыкальной классики выгодно отличаются произведения сыновей Баха – отличаются своей элегантной легкостью, фактурной прозрачностью, энергичной спонтанностью, несколько наивной искренностью.

Все эти качества, несомненно, есть и в музыке Гайдна и Моцарта, но именно в сравнении обнаруживают себя некоторая помпезность оркестровки, пышность кульминаций, завершенность музыкальной идеи венцев. Музыка Бахов устремлена в будущее, музыка Гайдна и Моцарта как бы замыкается в своем совершенстве. Так или иначе, но все это было высказано в исполнении петербургского солиста и дирижера. Даже очевидная разница в манере игры и подходе к музыкальному материалу у солиста и оркестра (камерный оркестр Самарской филармонии Volga Philharmonic) не помешала реализовать художественную идею.

Разница в звучании Pratum Integrum, ансамбля солистов, в котором работает Сергей Фильченко, и Volga Philharmonic существенна: первый играет на исторических инструментах, стремясь к аутентичной манере исполнения, второй использует традиционные приемы игры на обычных инструментах. Может быть, это несоответствие послужило причиной некоторой внутренней скованности солиста в исполнении скрипичного концерта Й. Гайдна.

Музыкант, видимо, старался ее преодолеть выпуклой более, чем того ожидалось, фразировкой коротких мотивов, несколько преувеличенной выразительностью и повышенным градусом исполнения, что подчас сопровождалось досадными неточностями в интонации. В моцартовской Концертной симфонии для скрипки, альта и камерного оркестра временами наблюдалась ансамблевая диспропорция в дуэте солирующих инструментов. В моменты канонических имитаций и параллельного движения голосов инструменты звучали и «дышали» вместе. Когда же реплики солистов следовали одна за другой, возникало ощущение, что участники диалога говорят на разных языках, во всяком случае, с контрастной «температурой». Глуховатый, но выразительный голос альта то и дело перебивался форсированным, почти кричащим звуком скрипки.

Достойно удивления, что такой тонкий и опытный музыкант, как Ирина Смолякова, способен в таком тоне вести «беседу». При этом следует признать высокий класс и камерного оркестра, и солистов, всегда гарантирующий при любых издержках исполнения художественную реализацию сочинений великих мастеров. Гайдновский скрипичный и моцартовский двойной концерт, без сомнения, состоялись и были горячо приняты публикой (финал моцартовского концерта был повторен на бис).

7-1_Матюшенкова

Лучшим в концерте, пожалуй, было выступление Екатерины Матюшенковой. Концерт для флейты К. Ф. Э. Баха был исполнен превосходно. Лишь отсутствие клавесина в оркестре несколько обеднило звучание, не сказавшись, впрочем, на художественном результате исполнения.

В целом концерт оставил яркое впечатление. Явленные музыкой образы оставили заметный след в сознании чуткого слушателя. Кто заметил недочеты – тот простил, кто не заметил – тот искренне порадовался за музыкантов. Художественный результат исполнения не всегда зависит от безупречной точности интонации или от несколько преувеличенной экспансии солиста.

«Механика» художественного работает своеобразно, ее внутренние процессы идут своим чередом, минуя нередко технические параметры исполнения. Самарская публика с благодарным чувством приветствовала музыкантов Volga Philharmonic, создавших живую панораму образов «Золотого века». Приветствовала горячо любимых ею самарских солистов Ирину Смолякову и Екатерину Матюшенкову и, разумеется, замечательного петербургского музыканта Сергея Фильченко. Характерные черты его искусства: живой характер игры, импровизационный стиль исполнения орнаментики, высокий градус артистической подачи, нутряное понимание исполняемой музыки.

Все это складывается в комплекс качеств музыканта, который наиболее дорог слушателю. Итог концерта более чем успешен. В исполнении сочинений сыновей Баха и лучших образцов венской классической музыки реализовались самые разные интенции музыкантов – участников концерта. Разнообразие оттенков стиля и авторских знаков, множество состояний и форм движения, целый сонм образов и характеров музыки были вызваны к жизни ансамблем музыкантов и солистов, каждый из которых проявил себя художественно ярко, выразительно и в высшей степени артистично.
Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета», № 10 (98) за 2016 год

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *