Художник-жизнелюб

 

Выставка произведений Юрия Филиппова посвящена 90-летию со дня рождения самарского мастера. Представлены восемьдесят произведений живописи и графики, исполненные им в 1950–2000-х годах, – работы из собраний Самарского художественного музея и семьи художника.

Юрия Ивановича знаю с незапамятных времен, с тех пор, как стала работать в Самарском художественном музее. Высокий красивый человек с кудрявыми волосами, с приветливой улыбкой и бархатным, хорошо поставленным голосом. Он выделялся на вернисажах тем, что красиво говорил. Не секрет – большинство художников косноязычны. Пребывая в четырех стенах мастерской наедине с картинами, они обостряют видение, совершенствуют технику и мало анализируют искусство вслух. И тем более профессионально рассказывают о нем.

Позднее я узнала, что Филиппов по окончании учебы в Пензенском художественном училище имени К. А. Савицкого (1945) с 1947 года начал преподавательскую деятельность и вел ее вплоть до поступления в 1951 году в Киевский государственный художественный институт.

После окончания вуза (1957) он активный участник областных выставок, секретарь правления Куйбышевской организации Союза художников, а с 1968 по 1976 – председатель правления КОСХ РСФСР. Филиппов – один из главных организаторов и профессор факультета изобразительного и декоративно-прикладного искусства педагогического университета.

Именно преподавание, умение общаться со студентами сделали его речь убедительной, живой, вдохновенной. Заразительный смех, шутки вкупе с личным обаянием делали фигуру заслуженного деятеля искусств Российской Федерации Ю. И. Филиппова привлекательной в глазах окружающих. Наверно, благодаря умению быть дружелюбным при его правлении в Союзе художников удалось получить несколько объектов недвижимости, хорошо организовать работу творческой организации.

Ближе пришлось увидеть его, когда он стал членом попечительского совета Самарского художественного музея. За то немногое время, которое было у совета, он проявил себя истинным другом музея.

Юрий Иванович был жизнерадостным человеком. В одном интервью он сказал: «Я по своей натуре жизнелюб, в художественных традициях я нахожу вдохновение и повод для радости».

Будучи чутким к малейшим веяниям в художественном сообществе, Филиппов в начале шестидесятых годов начинал как художник сурового стиля. На выставке есть многофигурная композиция «В диспетчерской» (1964), которая жесткой скупой гаммой, пластическим решением замечательно передает дух того времени.

В 1970-е годы он начал писать монастыри, храмы. И в этом была своя логика: многие художники уезжали искать живописные места, находили заброшенные остатки монастырских стен, соборов и увлеченно живописали. Они способствовали тому, что в интеллигентской среде возникло стремление к паломничеству по городам Золотого кольца, по русскому Северу. Привлекают внимание работы Ю. Филиппова 1960–1970-х годов, написанные во время поездок по стране: «Липовая аллея», «Переславль-Залесский», «В Никитинском монастыре», «Борисоглебская слобода», «Собор Александра Невского», «Сергиев Посад», небольшие холсты, которые наполнены трепетным уважением к красоте древних городов, монастырей и храмов.

В семидесятые годы возникла яркая традиция – проводить на площади имени Куйбышева Праздник русской зимы и Масленицу. Мы, сотрудники музея, работали тогда во дворце на площади и видели в окошко лошадей, запряженных в сани, в обеденный перерыв выбегали на мороз купить вкусные пирожки у нарядных продавцов. Юрий Иванович однажды безмерно удивил. Он сидел на холоде и живописал это яркое балаганное великолепие. Потом на областной выставке я увидела праздничную картину и поняла: он почитает творчество Кустодиева и старается бережно сохранить традицию изображения русского праздника в отечественной пленэрной живописи. Не случайно выставка носит емкое название «Россия в произведениях Ю. И. Филиппова.

Начиная с 1970-х, художник создал самые мажорные и красочные полотна, посвященные трудовым будням, праздникам, и замечательные панорамные пейзажи с изображением Волги. Особенно запомнился «Вид из штольни на Ширяево».

Он работал в различных жанровых диапазонах, написал ряд портретов самарцев, среди которых работы «Портрет капитана Маркочева» (1979), «Бригадир «Куйбышевметростроя» Сердюков» (1986), «Портрет ученого-историка Сергеева» (1994), а также «Портрет актрисы Веры Ершовой» (1997).

Как самарец Юрий Филиппов любил историческое прошлое Самары, поэтому создал монументальное полотно «Старая Самара». В целом выставка производит неожиданно свежее впечатление. На общих областных выставках его картины казались слишком яркими, цвет форсированным, а сейчас стало ясно: это его собственный колорит, своя размашистая манера письма.

Валентина ЧЕРНОВА 

Член Ассоциации искусствоведов России, член Союза художников России.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре», № 15 (123), 2017, Сентябрь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *