Мнения: ,

Мир новых технологий в творчестве художника и работах Татьяны Пудовой

1 октября 2015

10-1_Гололед (ул. Вилоновская) 20х25,5 (2011г.)

В Доме журналиста можно познакомиться с работами Татьяны Пудовой. Она родом из Самары. Выпускница Детской художественной школы № 3 и Самарского художественного училища имени К. С. Петрова-Водкина. С 2009 года состоит в Творческом союзе художников России. Участник городских, областных, всероссийских, международных выставок.

В 2011 году на Неделе славянского искусства в Берлине Татьяна была отмечена наградой – «Победитель сезона в номинации «Рисунок». Ее работы находятся в Самарском художественном музее, Детской картинной галерее, Самарском отделении Союза театральных деятелей РФ, частных коллекциях России и Японии.

Помимо художественного образования, Пудова получила профессию журналиста в Самарском государственном университете. Как это современно! Художественное образование помогает ей в создании журналистских очерков о творчестве художников, о выставках города.

Открытие выставки протекало своеобразно. Распорядитель беспрестанно задавала вопросы: «Почему вы рисуете старый город? Почему выбраны именно конкретные улицы, дома? Сколько времени тратит художник на создание одной работы? Как осуществляется выбор мотива?»

Автор невозмутимо отвечала. Она рассказала и про то, какая в Самаре замечательная архитектура, и про то, как все разрушается, и про дух старины в каждом запечатленном доме. Но на вопрос «Вы с натуры пишете?» Татьяна Пудова спокойно ответила: «Нет. Я фотографирую». Старый зритель, стоявший рядом, всплеснул руками: как можно! С фотографии!

Честно говоря, меня позабавила такая реакция. Почему-то многие забывают, что на протяжении всей истории человечества искусство и наука шли рядом, рука об руку, тесно взаимодействуя и влияя на технологии и производство (архитектура, дизайн). Достаточно вспомнить инженерные и художественные изобретения Леонардо и то, как он впервые использовал камеру-обскуру для работы с натурой.

Техника и искусство всегда находились в непрерывном развитии, и изобретение фотографии не прошло незамеченным мимо художников. Фотография как помощь художнику еще со времен Ивана Шишкина считалась обыкновенным делом. Зимой он берег студентов Академии художеств от морозов, не возил на этюды, приносил в класс фотографии. С целью фиксации мотива к фотографии прибегали самарские художники С. Н. Южанин, К. П. Головкин. В последние два десятилетия сфера искусства реагирует на технологические события и их значения с целью создания новых форм искусства. Тому пример и цифровое шоу в «Амбаре».

Я спросила автора про технику. Оказалось – пастель. Никак не разобраться: на цветных листах бумаги не было характерных следов мелка. Пастель оказалась не простая, масляная! Мне пришлось покопаться в истории этого материала. Одно дело – классические цветные мелки на замше XVIII века, другое – впервые увиденная краска.

avtoportret (1)

Оказывается, масляная пастель моложе фотографии. В 1921 году братья Ямамото впервые разработали пастель для детского творчества. Один – художник, другой – технолог и теоретик. Окончательная рецептура появилась в 1927 году. Они долго выпускали этот продукт для японских детей, но когда материал попал в руки Пабло Пикассо, он разглядел в нем большие возможности.

В 1947 году Пикассо предложил сделать детскую пастель материалом для художников. В 1949-м Генри Сеннелье изобрел профессиональную масляную пастель. История развития технологии масляной пастели длилась довольно долго. Массово компании стали выпускать масляную пастель с 1981 года. И вот она добралась до Самары, а чуткая к новациям Татьяна Пудова выбрала ее и стала активно использовать в своем творчестве.

Масляная пастель похожа на восковые мелки. В основе есть воск, льняное масло. Цвета более насыщенные. Мелки пастели в виде небольших брусочков отличаются наличием большего количества пигментов, высокой упругостью и эластичностью. Масляная пастель не пачкается, а после работы с ней поверхность листа не требует дополнительной фиксации лаком.

Достоинством этой пастели является то, что она позволяет работать в технике импасто (по-итальянски – тесто). Это густая, почти рельефная, сочная накладка красок, нередко употребляемая в живописи масляными красками, в особенности для усиления светового эффекта. За счет воска и масла в составе она практически никогда не высыхает.

Для масляной пастели подходят любые поверхности. У Татьяны Пудовой это тонированная бумага «торшон» для темно-серого цвета пастели. Автор пользуется возможностью размывать пастель на поверхности специальным растворителем для масляных красок.

Текстура масляной пастели позволяет создавать эффекты, которые невозможно выполнить в других техниках рисования. Масляная пастель рукой художника превратила мотивы нашего старого города в декоративные картины, передала насыщенные и глубокие тона изображаемых зданий. Один ворчливый зритель пожаловался, что в листах нет воздуха. Цветная дребезжащая мозаика. Да, чистый насыщенный мазок создает впечатление декоративной вышивки, что также сообщает рисункам дополнительную экспрессивность.

Татьяна Пудова умеет работать в манере non finito (незавершенности): я увидела на ее сайте портрет юной балерины с тонко проработанным лицом и едва намеченной одеждой. Масляная пастель требует шероховатой основы, потому что плохо удерживается на поверхности. Для такой техники нужна специальная бумага, например, наждачная, рыхлый ворсистый картон, замша, холст, пергамент или бумага «торшон».

Зная преимущества этого материала, Пудова работает и в один слой, снимает и перекрывает сразу несколько слоев. При этом художник усиливает колорит многоцветными мелкими штрихами. Штрихи эти она где-то растирает пальцем или сухой кистью и также оставляет в чистом виде подобно мозаике.

Выставка Татьяны Пудовой свидетельствует, что на сегодняшний день в России сложилась уникальная ситуация для искусства: процент профессиональных художников, имеющих за плечами хорошую школу подготовки, по отношению к населению России непропорционально велик. И все они находятся в состоянии повышенного внимания к художественным новинкам по сравнению с коллегами на Западе.

Не секрет, многие компании сегодня предлагают всевозможные материалы для хобби, для рукоделия. Художники представляют группу, идеально подходящую для опробования и поглощения новых материалов и методик, и добиваются хороших результатов.

Валентина Чернова

Член Международной ассоциации искусствоведов, член Союза художников России.

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета»,

№ 14-15 (81-82), сентябрь 2015 года

Aviasales

  • 41
    Поделились

Оставьте комментарий