Завершился XXVI Международный фестиваль анимационных фильмов «КРОК», отметивший своё тридцатилетие (такая вот забавная математика!).
Поездка на этот фестиваль для меня — практически осенняя традиция. Новые встречи со старыми друзьями. Теплоход «Константин Симонов», ставший в последние годы настоящим домом для «КРОКа». Солнечный (в этот раз!) Питер. Знакомая каждой скульптурой набережная Петрозаводска. Остров Кижи, встретивший нас серебристо-белыми отреставрированными куполами и холодным ветром. Мандроги, Вытегра, Дубна. Москва со знакомым Белым залом Дома кино, где «КРОК» подвёл свои итоги и раздал награды. И, конечно же, новые анимационные фильмы. 123 фильма из 33 стран.
Каждый раз возвращаясь с «КРОКа», я привожу с собой программку просмотров, исчерканную пометками. Это краткая фиксация впечатлений, сделанная в темноте кинозала, чтобы не растерять их, не «рассыпать» после просмотра. Ведь каждый фильм — что-то новое, неожиданное и иное по сравнению с его анимационными «собратьями», показанными до и после. Значимая часть этих буквенных «зацепок» помогает вспомнить истории на экране и пережить их заново.
Фильм «Монета» (реж. Сици Сон, США, Китай) — пометка «пельмени из войлока». Собственно, войлочным в этом кукольном фильме было всё, эта техника сейчас в анимационном кино очень популярна. Но подробный процесс приготовления войлочных пельмешек выглядел неожиданно и забавно.
Фильм «Жук в муравейнике» (реж. Василий Ефремов, Россия) — пометка «ох! Слон… глаза!!». Это не экранизация романа Стругацких, а оригинальная история про одинокого слона с безумно печальным взглядом, который скитается по неприветливому мегаполису.
Фильм «Нежить» (реж. Дарья Волчок, Россия) — пометка «это глагол!!». В абстрактном графическом этюде зрители искали намёк на присутствие чего-то пугающего и потустороннего, но его не было. Потому что название оказалось ответом на вопрос «что делать?».
Фильм «Рыболов» (реж. Сара Аунбирк, Дания) — пометка «Недосягаемая, как мир во всём мире!..». Музыкальная история о безответной любви офисного клерка к своей коллеге.
Фильм «Большой волк и маленький волк» (реж. Реми Дюрен, Франция, Бельгия) — пометка «Как не шмыгать таким носом?))». Забавная и трогательна история о постепенном зарождении душевной привязанности. Экранизация одноименной книги Надин Брюн-Косм и Оливье Таллека.
Фильм «Незабываемое» (реж. Брюно Калле, Франция) — пометка «Вы не можете узнать по виду мобильный телефон! — Это нормально! Сейчас 1965 год!». История о художнике, наблюдающем странные изменения в окружающем мире. Они вызваны болезнью, но творческий человек не готов верить в столь банальное объяснение. Фильм, получивший Гран-при фестиваля.
Любопытно наблюдать, как между этими анимационными историями выстраиваются тематические связи. На нынешнем «КРОКе» такие ключевые темы определились буквально на церемонии открытия, где было показано несколько конкурсных фильмов.
Первая тема — космос. Как символ неизведанного и манящего мира, лежащего за порогом дома. И вторая тема — неразрывная связь, воплощённая порой в образе пуповины. Два фильма конкурсной программы начинались одинаковой сценой — появлением на свет ребёнка. В фильме «Пуповина» (реж. Александр Бубнов, Украина) мать буквально не позволила отрезать то, что изначально соединяло её и сына. Так они и прожили до маминого ухода из этого мира, взаимно страдая, но не в силах существовать иначе.
А в фильме «Он не может жить без космоса» (реж. Константин Бронзит, Россия) связь между мамой и ребенком осталась лишь духовной, но достаточно прочной, чтобы оказать влияние на его будущую судьбу. Хотя сам малыш с детства рос в скафандре и шлеме — так сильна была его тяга вырваться из дома в огромное межзвёздное пространство!
Самые разные космонавты — как парящие на «пуповинах» соединительных шлангов, так и мыкающиеся по планете Земля в поисках лучшей доли — появились в ряде других фильмов фестивальной программы. Герой истории «Без гравитации» (реж. Шарлин Паризо, Жереми Киссе и др., Франция), не снимая космического скафандра, искал себе земную работу, попадая в из-за этого в нелепые ситуации.
Обнаружил на своём теле пятна звёздной пыли мальчик из фильма «Клуб пятнистых» (реж. Мелани Лопес, Симон Букли и др., Франция).
Улетел в космическую пустоту не встретивший на Земле родной души персонаж фильма «У Тома есть вазон» (реж. Тхинь Нгуэн, Дания).
Даже в переполненной гэгами комедии «По девственному снегу» (реж. Лео Брюнель, Лорис Кавалье и др., Франция), повествующей о двух горноспасателях и бедолаге-лыжнике, присутствует краткий полёт в невесомости.
Прослеживались между фильмами и не столь масштабные, но тоже интересные параллели. К примеру, наступление холодов как драматургический ход. В фильме «Последний день осени» (реж. Маржолен Перретен, Швейцария, Бельгия) звери в лесу торопятся провести велосипедную гонку до того, как рыжее осеннее тепло сменится белым холодом зимы.
А в «Долгом поцелуе» (реж. Иван Ханжин, Россия) две влюблённые улитки стремятся достигнуть друг друга раньше, чем их скуёт наступающий лёд. К радости зрителей, печальная неизбежность, произошедшая до титров, сменяется после их пробега растрескиванием ледяной корочки и финальным поцелуем.
Когда автору приходит простая, но яркая идея для фильма — это всегда подарок судьбы. Главное — дать ей достойное воплощение. Пусть даже фильм длится всего 30 секунд. Так вышло в фильме «Соблюдайте тишину» (реж. Евгений Фадеев, Россия), где предлагается авторская трактовка появления звёзд на небе. Да и Луна с её видимой и теневой сторонами предстаёт в совершенно неожиданном свете.
Всегда любопытными получаются анимационные фильмы, где драматургия выстроена на основе материала, из которого сделаны персонажи и декорации. Таким подарком зрителям стал трагикомический «Пожар в картонном городе» (реж. Фил Браф, Новая Зеландия). Всё начинается с того, что в игрушечном мегаполисе, где из картона сделано буквально всё — дома, машины, люди, — загорается автомобиль. И картонные пожарные, выехавшие на происшествие, следуя собственной логике, пытаются потушить возгорание картонной «водой».
В «Воздушном змее» (реж. Мартин Сматана, Чехия, Словакия, Польша) старение героя, вырезанного из многослойной бумаги, показано с помощью простого, но впечатляющего приёма: постепенного отслаивания элементов лица, рук и ног, пока персонаж не превращается в тонкий лист, унесённый ветром.
Анимационное кино даёт возможность для воплощения самых неожиданных драматургических идей, почти невозможных в игровом кинематографе. К примеру, в фильме «Её голова» (реж. Эмма Лоухивуори, Финляндия) кошка заменила хозяйке отсутствующую головушку. И получилась отнюдь не пугающая, а лёгкая и забавная история.
Впечатлил и совершенно невозможный в ином воплощении фильм «Поток» (реж. Адриан Локман, Нидерланды, Франция), где персонажи, объекты, их движения и даже эмоции переданы через стремительное движение цветных линий, в которых всё вышеназванное только угадывается. Аннотация фильма в фестивальном каталоге тоже была хороша: «Бурный день, нарисованный воздухом».
Отдельным бонусом к фестивальным фильмам стало обсуждение их мэтрами отечественной анимации. И, в частности, Юрием Борисовичем Норштейном, по совместительству президентом фестиваля «КРОК».
Конечно, для авторов обсуждаемых работ это весьма волнительная процедура. Но высказывания Норштейна хороши тем, что зачастую относятся не столько к конкретном киноработам, сколько являются мини-посланием режиссёрам анимационного кино в целом. Да и не только им:
«Творческое напряжение должно быть такой силы, чтобы убрать всё лишнее на своём пути. Лишнее — это декоративное оформление действия… Бойтесь очевидности результата!.. Мы занимаемся не высокими материями, а тем, что может попасть в сердце людей… Изображение — это некое состояние между землёй и небом…»
Автор: Алёна Самсонова
Фото: Валерий Рябин
Опубликовано в «Свежей газете. Культуре», № 19 (169), 2019, Октябрь