События: ,

Две истории

3 мая 2015

-      ,

Я с любопытством разглядываю причудливых принцесс, сидящих на окнах Самарского театра кукол, не решаясь зайти. Дело в том, что я совсем не помню, как приходила сюда в детстве. Вот «Щелкунчика» и «Лебединое озеро» помню, а кукол — нет, будто бы и вовсе никогда не была. И вот в двадцать лет я практически в первый раз, по крайней мере осознанно, иду смотреть спектакль в театре кукол, волнуясь куда больше, чем дети.

У входа в кассу — очередь. Маленький мальчик в куртке, кажущейся в сравнении с ним огромной, дергает маму за рукав: «Я хочу сидеть оди-и-и-ин». Одному сидеть у него не получится: сегодня аншлаг, и не всем хватит билетов. В театре впервые показывают дебютный спектакль «Гуси-лебеди» Ивана Мокроусова, который знаком самарскому зрителю как актер театра.
У входа в зал стоит напуганный мальчик в голубом свитере. Его папа садится рядом на корточки, обнимает и говорит: «Бабы-Яги не бывает, это сказочный персонаж». Раздается первый звонок, и все направляются в зал.
Вокруг все суетливо ищут свои места и подушки, я пытаюсь вспомнить сюжет сказки. Наконец, на сцену поднимается заместитель директора по зрителю и развитию Валентина Харитонова и приветствует зрителей. На ее вопрос «Как мы будем смотреть спектакль?» с первых рядов звучит звонкое «Хорошо». Все смеются. Свет гаснет, звучит музыка, открывается занавес.
На сцене нет традиционной ширмы и кукол — вместо них подвижные декорации и трое актеров: Андрей Братаев, Анастасия Евсеева и Юлия Мокроусова. «Какие красивые», — громко шепчет девочка в темно-синем комбинезоне. Герои спорят и решают, кому достанется главная роль. Их разговор переходит в действие — на сцене появляются куклы. Сидящему рядом со мной мальчику в зеленой кофте мама показывает, как надо хлопать.
На сцене Баба-Яга со спицами и толстый рыжий кот в кресле-качалке. Оказывается, что страшная Баба-Яга вовсе не злой персонаж — ей просто нужен кто-то, чтобы заботиться, вязать носки и рассказывать сказки. Гуси-лебеди отправляются на поиски подходящего мальчика прямо в зал. Дети кричат: «Гусь!» — и перестают бояться.
Гуси-лебеди выбирают Иванушку, которого родители оставили с сестрой Машенькой, уезжая на ярмарку. Машенька отправляется искать братца, боясь, что родители оставят ее без обещанных подарков. Она встречает ярко-красную печку, которая неугомонно скачет и пыхтит, пеструю яблоню, которая со стоном тянет свои ветви, и приветливую речку с кисельными берегами. Дорога Машеньки сопровождается песнями и сменой декораций, порой весьма неожиданной. Так, на, казалось бы, цельном полотне находится прорезь, откуда появляются новые герои, а с задней стороны полотна та самая ширма — избушка на курьих ножках.
За время путешествия капризная девочка становится сдержаннее, вежливее и мудрее. Отказав печке, яблоне и речке в ответ на просьбу попробовать их угощение, Машенька куда тактичнее общается с котом Бабы-Яги. Загадки хитрого кота разгадывают маленькие зрители, хором крича правильный ответ. За это кот помогает девочке сбежать вместе с братом.

9-1_    -      ,

Гуси-лебеди пускаются в погоню. Они смешно гогочут и взлетают, словно заводные машины, громко кряхтя. Когда гуси-лебеди приземляются и не находят детей, укрытых ветвями яблони, маленькие зрители оглушительно смеются. Птицы догоняют Машеньку с братом почти у самого дома. В сказке этого не было, и по залу разносится шепот. Но гуси-лебеди лишь хотят позвать детей в гости и передают подарок от Бабы-Яги — вязаные носочки. Сказка подходит к концу. Довольные дети спешат на выход, взрослые благодарят сотрудников театра.
Рядом со мной сидели особенные дети из центра социальной помощи семье и детям «Семья», социально-реабилитационного центра «Иппотерапия» и самарского психоневрологического диспансера. Театр регулярно дает такую возможность. Это большое дело. А их внимательный взгляд и неумелые аплодисменты — лучшее, что может дать зритель актерам.
В зале не остается гостей, сотрудники театра разбирают декорации. Иван Мокроусов рассказывает о выборе произведения для своей первой режиссерской работы и о его адаптации для зрителя любого возраста: «Эта сказка сама по себе интересная — поучительная, но не назидательная. Простая и хорошая, а главное, веселая. В любой хорошей пьесе всегда есть две истории: одна история непосредственно про гусей-лебедей, но есть еще одна, которую видят зрители постарше. О том, как люди ссорятся, но, делая общее дело, они понимают, что ссоры — это не очень хорошо, и в конце мирятся. Совместное творчество облагораживает. В этом и заключается специфика: нужно самим получать удовольствие. Вот мы думаем, что дети-то этого не поймут. А дети умнее нас во многом. Поэтому они поймут всё, другое дело, что на доступном себе уровне. Врать не надо и халтурить не надо. Если честно работать, то интересно всем».
Я не могу удержаться от вопроса, как создаются куклы. — «Выбор системы кукол диктовала сама пьеса. Если у нас есть и общение с залом, и выходы в зал, то с ширмы сильно не пообщаешься. Кукол придумывали вместе с художником, сидели, изобретали. Придумали эту печку огненную, которая скачет постоянно. Вот такой красный конь».
Волновалась перед спектаклем я зря. Для меня это была познавательная история о том, как обстоятельства заставляют нас менять свое отношение к вещам. И о том, как можно найти новые и приятные впечатления в самых неожиданных местах.
Спектакль «Гуси-лебеди» войдет в репертуар самарского театра кукол в мае.

Софья Сараева
Фото Светланы Поздняковой

Самарский театр кукол
Гуси-лебеди

Интерактивный спектакль-игра по мотивам одноименной русской народной сказки
Инсценировка И. Романова
Режиссер-постановщик — Иван Мокроусов
Художник-постановщик — Любовь Борисовская
Композитор — Алексей Киселев

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета» № 7 (74) за 2015 год

pNa

Оставьте комментарий