События: , ,

Память, ставшая далекой тенью в новой весне

12 июня 2015

штыров

В музее Алабина открылась выставка, инициированная Самарским отделением Союза художников России. Выставка посвящена 70-летию Победы.

Выставка продлится до 22 июня. Приходите!

Вернисаж состоялся тогда, когда уже отшумели официальные победные майские мероприятия. Выставка представила произведения семидесяти девяти мастеров различных видов искусства, представителей разных поколений. В экспозиции работы и уже ушедших художников, и совсем молодых живописцев.

В СССР я ежегодно наблюдала, как государство осуществляло поддержку подобных проектов. Ежегодно к празднику Победы художники представляли большую областную выставку. Каждые пять лет отмечали юбилей, и мастера, чья жизнь, юность или детство были переплетены с дуновением войны, представляли тематические картины. Тогда тема Отечественной войны 1941–1945 годов находила отражение во всех сферах изобразительного искусства. Хроника и события раскрывались в полотнах, графических сериях, плакатах, скульптуре.

Не случайно знаковые работы на этой выставке были сделаны теми, кто постоянно работал еще двадцать лет назад над многофигурными картинами. Сразу же выделилась работа Евгения Горовых «Шумел сурово брянский лес» (2012). Это единственная композиция из восьми фигур. Запечатлена сцена, когда в избе, сгрудившись у печурки, все слушают бойца с гармонью. Наклонив к ней голову, растягивая меха, он выводит задушевную мелодию. В этой композиции есть элемент интерьерного пространства, незамысловатый натюрморт с керосиновой лампой на столе, выразительные портретные характеристики. Пожалуй, самым сложным для художника было передать на лицах бойцов чувство вслушивания в музыку.

Так же верно, в традициях реалистической живописи, выполнена работа Ксении Горовых «Партизан» (1975), запечатлевшая немолодого человека с листом бумаги в руке на фоне заиндевевшего окна.

Поколение художников, чьи детство и юность совпали с годами войны, видело ее очень конкретно. Вот картина Юрия Филиппова «Илы в Отечественной войне» была создана в 1985 году, но он, будучи подростком, видел в те лихие годы налеты, атаки фрицев, скорбные утраты времени.

Один из интереснейших художников Самары Владимир Белоусов в 1941 году был ребенком одиннадцати лет. Став художником, стремился в творчестве к ассоциативности и многозначности, свойственным скорее искусству последующих поколений. Одна из лучших картин-символов – «Утро 9 мая 1945 года». В центре квадрата верхушка столба с черным уличным громкоговорителем на фоне синего неба. А вокруг в некоем вихрящемся движении веточки цветущих яблонь, подброшенные вверх. В целом в работах представителей старшего поколения выражено чувство причастности к тому времени.

Обычно пейзажисты-пленэристы всегда остаются верны своему жанру. Но на этой выставке удивила работа Николая Лукашука «Утром объявили войну» (2015). В сумеречном пейзаже, на фоне розовеющих облаков, ребенок и жеребенок застыли как вкопанные, напряженно вглядываясь в небо. Может, услышали звук самолета, далеких взрывов? Эмоциональная составляющая решена за счет уплотнения цвета облаков, земли, силуэта фигур и сумеречного приглушенного освещения. Получилось экспрессивно.

Другой мастер пленэрного пейзажа, Андрей Мишагин, представил композицию «Майский праздник» также в традициях неоэкспрессионизма. Колористический флер, усиленный цветом, покрывает поверхность холста с изображением уголка русской провинции. Фигурки небольшие, но оживленно переходящие мостик через речку, либо отдыхающие на скамейке, либо милующиеся под цветущими деревьями. Неожиданно жизнелюбивая картина.

Известная по персональной выставке работа Натальи Шепелевой «Спи, солдатик» связана с пластическими поисками. Она грамотно воплощает размышления о войне и мире. Ее работа – единственный пример диптиха.

Эти вышеупомянутые мастера свои формальные задачи решали за счет цветовой оркестровки. Но на выставке есть большая работа, написанная в традициях неореализма. Евгений Штыров соединил в картине «Не в землю полегли, а превратились в белых журавлей» (2015) элементы реалистической картины с картиной метафорической. Строй солдат в обмундировании разных эпох движется вдоль деревни по дороге, мимо молодой матери с тремя детьми. Фигуры, ушедшие вдаль, превратились в журавлей и взмыли в небо. Лишь желтоватая гамма неба вносит нечто диссонирующее в общий эмоциональный настрой.

Лично мне понравилась картина Николая Панфильцева «Смерть комиссара». Лаконичная композиция по теме и решению. Интерьер кабинета военачальника. На стене, словно на карте, – панорама беспорядочно отступающей под натиском врага Красной Армии. Единственная фигура поникла на стуле с пистолетом ТТ в руке. Мрачная решимость в позе, жесте. Корпусной комиссар генерал Вашугин был из «сталинских соколов». Это он способствовал ослаблению комвоенсостава Красной Армии. И когда увидел, как в начале войны потеряли 20 000 танков, застрелился. Работа очень цельна и по цвету, и по рисунку, одним словом – украшение выставки.

На выставке много натюрмортов. Тематически они все схожи. В натюрморте Ксении Горовых «Фронтовая весна» (1975) изображены букет первоцветов в котелке, пилотка, шинель, брошенная на стол, планшетка и треугольник письма. На полотне ее дочери Светланы Горовых «Письмо из Севастополя» показаны бушлат, бескозырка, пара гранат, планшетка и треугольник письма. А у Сергея Чернухина в картине «Письмо с фронта» на столике, помимо треугольника, уместились гармонь, каравай хлеба и чугунок с картошкой.

Невольно припомнилось, что «треугольник» – это продукт войны, когда население страны все время переезжало то в тыл, то на фронт, то в эвакуацию из районов прифронтовой полосы. Все сдвинулось с мест, переехало, поменяло адрес. Миллионы семей оказались разлученными, и только почта могла помочь жителям огромной страны не потерять друг друга.

Для обеспечения связью действующей армии была создана военно-полевая почта. В прифронтовых центрах – военно-почтовые сортировочные пункты. Задержка корреспонденции расценивалась как должностное преступление. При резко возросшем объеме переписки недоставало конвертов. В такой-то обстановке и родился фронтовой «треугольник», народ прозвал его солдатским. Это значимый символ.

Среди натюрмортных композиций выставки запоминается также «Северная икона» руки Константина Загоскина, натюрморт с иконой на фоне военного пожарища.

В области портретного жанра представлено много портретов ветеранов, но зацепили две работы Владимира Романова: «Портрет художника В. Бакумова» и «Портрет реставратора В. Кожанова». Тронуло чувство внутренней уязвимости и одиночества, переданное в облике моделей. Непросто художнику в современном мире.

У Татьяны Скачковой зоркий взгляд. Она представила серию портретов «Дети войны». В них видно, как она метко, с добродушной улыбкой обрисовывает характер человека, чье отрочество прошло в суровое время.

Живописцы на выставке преобладали. Немного было графики. У Ирины Князевой работа «Победоносный май» с изображением часовни Святого Георгия и алых хоругвей со святым на фоне голубого неба похожа на плакат-постер. Интересно решена работа Олега Рамодина «Спасибо за небо, спасибо за жизнь» с изображением ветерана войны в окружении белых голубей с георгиевскими ленточками в клювах.

Мастера декоративно-прикладного искусства не устают восхищать. Каждый из них – мастер метафоры. Это есть в гобелене Алексея Бандуры «Первая… вторая…», где на фоне черно-пурпурных нитей вытканы родственники – участники двух мировых войн. Это есть и в необыкновенно современной композиции Алисы Самаринкиной «Уснувший герой». Одна пластина с отпечатанным растением – земля с профилем человека, другая – просто проросший лист. Прекрасная композиция!

Выставка, посвященная 70-летию Победы, хороша также тем, что имеет изданный в полноцвете каталог. А это означает, что когда экспозиция закроется, проект продолжит свою жизнь в хорошем издании.

 

Валентина Чернова

Член Международной ассоциации искусствоведов, член Союза художников России.

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета», № 10 (77) за 2015 год

pNa

Оставьте комментарий