События: ,

Ольга Олейникова и другие звезды джаза в саду “Эрмитаж”

25 октября 2015

6-1_Олейникова 2015 сад Эрмитаж

Игорь Вощинин делится впечатлениями об одном из самых престижных московских фестивалей – «Джаз в саду «Эрмитаж», на котором блистала звезда шоу «Голос» и  любимица самарской рок-сцены Ольга Олейникова.

Проведенный в 1962 году Куйбышевский джазовый фестиваль стал, после Ленинградского (1958) и Московского (1960), третьим в огромном Советском Союзе. Организован он был только что созданным тогда джаз-клубом, под эгидой которого позже прошло 24 подобных музыкальных праздника. Затем эта традиция была продолжена Самарской филармонией, которая провела еще семь фестивалей с тем же названием: «Джаз-весна в Самаре». Тольятти отметился десятком фестивалей, носящих имя патриарха российского джаза Олега Лундстрема.

А в семидесятых годах джазовые фестивали стали уже проводиться во многих крупных городах страны. Сегодня в одной Москве ежегодно проходит 8 международных фестивалей джазовой музыки на солидных концертных сценах, а в летнее время – на открытых площадках в Москве и ближнем Подмосковье: в Архангельском, Воскресенске, Звенигороде, Жуковском, Горках, Дубне.

Хочу поделиться впечатлениями об одном из самых престижных московских фестивалей – «Джаз в саду «Эрмитаж».

Нужно сказать, что обстановка на фестивале всегда очень демократичная. Кроме пластмассовых кресел перед эстрадой зрители устраиваются прямо на травяных газонах. Причем приходят сюда целыми семействами, с маленькими детьми, располагаются на надувных матрасах или просто на каких-то подстилках, достают принесенную снедь, прохладительные напитки и с удовольствием отдыхают под звуки музыки.

На сцену в этом году вышло десять интересных коллективов, представляющих джаз России, Европы и Америки. Первый концерт фестиваля открыл совсем юный московский биг-бэнд Good Sound Men Orchestra под управлением саксофониста Святослава Текучева. В его исполнении звучали композиции в стилях contemporary, smooth, фанк и свинг. Оркестр был хорошо принят зрителями, чему в немалой степени способствовало участие в нем интересных вокалистов, в том числе успешно работающей сегодня на московской сцене Ольги Олейниковой, родившейся и начавшей творческий путь в Самаре. Сразу после фестиваля в саду «Эрмитаж» она поехала в Коктебель на организованный Игорем Бутманом первый в Крыму российский джазовый фестиваль.

После биг-бэнда Текучева на сцену вышел квартет гитариста Павла Чекмаковского, который успешно работает в стилях фьюжн, фанк, постмейнстрим. Главный голос в ансамбле, конечно, у самого Павла, который с девяностых годов в Москве успел поработать в оркестрах Игоря Бутмана и Сергея Жилина, а также играл со многими ведущими российскими и зарубежными музыкантами. Кстати, Чекмаковский неплохо знаком и самарским любителям музыки – он неоднократно выступал в разных составах на сцене нашей филармонии.

Его сменили музыканты из Австрии: трио молодого пианиста Йорга Ляйхтфрида и саксофонист Вольфганг Пушниг. Затем зрители услышали эстонскую певицу Софию Рубину, вокалистку с прекрасным владением спецификой джаза и весьма солидной музыкальной подготовкой. За ее плечами обучение в Германии, а также трехгодичный курс в престижном джазовом колледже Беркли в Бостоне. На фестивале ее сопровождало трио московских музыкантов, к которому присоединился американский трубач Джейсон Хантер, супруг Софии. В составе ансамбля был еще один наш земляк – Антон Ревнюк, один из самых востребованных басистов России. Он одинаково мастерски владеет контрабасом и бас-гитарой. Первое серьезное выступление на сцене у Антона состоялось в 1985 году на фестивале в Куйбышеве, а в 1995-м после окончания Гнесинского музучилища он остался в Москве. В последние годы у Антона сложилось отличное творческое сотрудничество с пианистом Евгением Лебедевым и барабанщиком Игнатом Кравцовым.

Не так уж часто можно встретить барабанщика в роли руководителя ансамбля, но появление на сцене фестиваля секстета Павла Тимофеева никого не удивило: этот исполнитель на ударных с солидной музыкальной подготовкой хорошо известен любителям музыки. Он играл практически со всеми ведущими джазменами страны, а также со многими звездами Европы и Америки. Представленная ансамблем Тимофеева программа A Tribute To Art Blakey стала подлинным признанием в любви этому выдающемуся хард-боповому музыканту, кумиру самого Тимофеева.

Из довольно обширной программы второго дня фестиваля следует отметить одного из лучших российских пианистов Якова Окуня, а также американского трубача Джейсона Палмера. Последний представил с квартетом Алексея Подымкина программу-посвящение великому Майлзу Дэвису. Интересно выступил биг-бэнд «Орфей» Игоря Кантюкова с одной из лучших российских вокалисток Анной Бутурлиной.

6-1_Ив Корнелиус на ЭРМИТАЖЕ -3 (1)

Завершило фестиваль выступление замечательной американской певицы Ив Корнелиус. Многие самарские меломаны, безусловно, помнят ее неоднократные выступления у нас в городе в составе музыкальной антрепризы Леонида Винцкевича «Джазовая провинция».

Дарование Ив – это идеальный свинг вместе с безупречным чувством меры. Виртуозный скэт у нее звучит только там, где он необходим. Авторитетный журнал Jazz Times назвал Корнелиус наиболее достойной наследницей великих Эллы Фитцджеральд и Сары Воан. Голос самой Ив обладает волшебной красотой, и при этом певица постоянно поражает очень уместным тонким музыкальным юмором. Это сочетание превращает любое выступление певицы в настоящий праздник музыки. И в саду «Эрмитаж» вместе с российскими музыкантами Корнелиус устроила просто великолепный финал фестиваля.

Игорь Вощинин

Фото Валерия Коннова.

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета» № 16-17 (83-84) за 2015 год

pNa

Оставьте комментарий