События: ,

Неистовый прыжок…

30 марта 2016

IMG_0652 (1)

На сцене Самарской филармонии состоялся спектакль «ПРЫЖОК В СВОБОДУ». Спектакль широко анонсировался, его ждали, тепло принимали. Стал ли он важным культурным событием, ярким театральным впечатлением лично для меня? Трудно сказать…

Спектакль поставлен режиссером Андреем Дежоновым, хореографами Марией Большаковой и Александром Любашиным в 2007 году и приурочен к 70-летию великого балетного танцовщика Рудольфа Нуреева. К слову сказать, к той же дате и в том же году Романом Виктюком был поставлен спектакль «Нездешний сад. Рудольф Нуреев».

Это моноспектакль. Главную и единственную драматическую партию исполняет Сергей Янковский. За эту роль он был удостоен специальной премии фестиваля «Амурская осень».

Сюжет спектакля – это, по сути дела, озвученный и проиллюстрированный дневник Нуреева от минуты его появления на свет до «неистового прыжка к свободе». Нуреев появился на свет стремительно, так же, как прожил всю свою жизнь. Вылетел на свет божий вполне холодным утром 17 марта 1938 на стыке степей Центральной Азии и гор Монголии – в поезде, мчавшемся на Дальний Восток.

Метафора пути, вечной дороги, становится для спектакля центральной. Не случайно единственным вещественным оформлением на сцене становится дверь – распахивающаяся и захлопывающаяся перед героем. Только в процессе рассказа об учебе в Ленинграде перевернутая на бок конструкция становится балетным станком.

Янковский безусловно интересен в роли великого танцовщика. Он эмоционален, нервен, удивительно пластичен и музыкален. В его исполнении убедительно звучит не только текст, не менее интересны и танцевальные элементы: «Балетный класс» и «Татарский танец», который становится своеобразной эмоциональной кульминацией, торжествующим гимном танцу, творческой воле, свободе.

Бог догадал Нуреева родиться в России с душой и талантом, но балетный мир, границ не имеющий, везде жесток и завистлив, и пока в Союзе проклинали предателя родины, на Западе морщили нос: «Он русский, это многое объясняет…» Точнее, татарин, а это объясняет еще больше. Неистовая жизнь и яростное противоборство со смертью.

В спектакле есть и балетное наполнение. Два классических па-де-де, номер «Умирающий лебедь» в исполнении артистов балета Михайловского театра Татьяны Мильцевой и Андрея Яхнюка и два танцевальных номера – романтический и характерный – в исполнении знаменитой и великолепной Илзе Лиепы.

История о Нурееве, бедном татарском мальчике, талантливом, трудолюбивом, вздорном и капризном, который все-таки стал танцовщиком Кировского театра, заканчивается в спектакле именно на пороге его настоящей всемирной славы. Когда все газеты написали о том, что русский чудо-танцовщик Кировского театра оперы и балета попросил политического убежища во Франции в разгар гастролей. Журналисты детально описывали почти детективную историю о действиях полицейских и представителей КГБ, пытавшихся поймать дерзкого беглеца, перепрыгнувшего через заграждения аэропорта Бурже. Этот финальный прыжок сценически оформлен как фантастический прыжок в окно Вацлава Нижинского в балете «Видение розы».

Вот такой спектакль.

Впечатления гения и неистовства у меня не осталось. Слишком велика техническая «деформация» гастрольного спектакля: от потери темпоритма до отсутствия программок. Чистенькое исполнение классических балетных номеров выглядит немножечко школьным, не слишком выразительным. Эстрадное заигрывание актера с публикой не вполне соответствует дерзкому и гордому характеру его героя. В общем-то видно, что спектакль состарился и в нем не ощущается былого куража…

Ольга Журчева 

Литературовед, театральный критик. Доктор филологических наук, профессор СГСПУ.

Опубликована в издании «Культура. Свежая газета», № 5 (93) за 2016 год

 

pNa

Оставьте комментарий