Завершился оперный фестиваль, посвященный 85-летию Самарского Академического Теара Оперы и Балета. Бесспорно, самым ярким событием фестиваля явилась премьера «Леди Макбет» Д. Шостаковича, а гала-концерт стал монументальным финалом праздника классического искусства.
Профессионализм и эмоциональная отдача всех исполнителей продемонстрировали их соответствие почетному званию академического учреждения.
Пролог. Открылся концерт «Праздничной увертюрой» Д. Шостаковича – произведением, соответствующим торжественности момента. Написанная к одной из годовщин Великой Октябрьской революции, небольшая по масштабу симфоническая пьеса передает торжественное волнение и эмоционально приподнятое настроение массы людей. Такая атмосфера царила в этот вечер и в зале, где собрались не просто ценители классической музыки, но в первую очередь – друзья театра, пришедшие разделить с артистами их праздник.
Известно, что такого типа произведения Шостакович создавал по необходимости, а не по велению души. Они довольно поверхностны и нарочито просты. Блеск оркестровых красок вуалирует в них отсутствие глубокого содержания. Прозвучала увертюра громкогласно, сочно и эффектно, задав эмоциональный тон всему вечеру.
Действие первое. В концерте приняли участие не только солисты Самарской оперы, но и гости фестиваля – в программе была представлена вся палитра певческих голосов.
Татьяна Гайворонская в знаменитой Casta Diva очаровала пленительной пластичностью звуковедения и особой красотой низкого сопранового регистра. Насыщенная драматизмом сцена и ария Альвизе из оперы «Джоконда» А. Понкьелли в концертном варианте оказались лишены необходимой силы эмоционального воздействия. Мягко-бархатный тембр голоса Андрея Антонова слился с оркестровыми голосами в едином и мощном звуковом потоке. Блистательную подвижность колоратуры продемонстрировала в сложнейшей арии Лючии ди Ламмермур Ирина Янцева. Благородно и сочно звучал баритон Георгия Цветкова в каватине Валентина из оперы «Фауст». Жаль, что из-за громкого аккомпанемента певцу приходилось порой форсировать звук. Ирине Крикуновой не хватало контрастов в арии Маргариты с жемчугом. Возможно, обладательнице сильного сопрано с хорошей техникой драматические роли ближе лирических.
Исполнение аккомпанемента – дело ничуть не менее хлопотное и проблематичное, чем выступление с сольным номером. Дирижеру и оркестру, оказавшимся на сцене, в непосредственной близости с вокалистом, не всегда удавалось соблюдать необходимый баланс. Оркестровая ткань, представляющая собой сложное явление, в котором существуют басовый голос, средние гармонические голоса, контрапункты и дублирование мелодии, превратилась из многомерной и рельефной – в плоскую.
Одним из самых запомнившихся номеров первого отделения стал хор из «Набукко», исполненный слаженно, выразительно и проникновенно. Его мелодия, синтезирующая черты маршевости и распевности, сначала изложенная в унисон, прозвучала интонационно точно и ровно, певуче и протяжно. Мощные стройные хоровые аккорды, эффектно поддержанные медными духовыми, вздымались вверх, словно колонны древних храмов. Динамическая реприза произвела впечатление стонущим контрапунктом струнных, в столь выпуклом звучании разросшимся до значения основной темы.
Продолжили программу приглашенные солисты. Властно и грозно прозвучало Пророчество Захарии у Андрея Валентия (Минск). В финале первого отделения была представлена заключительная сцена из оперы «Кармен» в исполнении Надежды Бабинцевой (Екатеринбург) и Ахмеда Агади (Мариинский театр). Программа концерта, выстроенная по линии драматического нарастания, казалось, достигла своего апогея. В целом первое отделение создало впечатление некоторого однообразия, поскольку большинство номеров являлось фрагментами зарубежных оперных сочинений драматического жанра, принадлежащих одной эпохе – второй половине XIX века.
Второе отделение концерта началось с Русского танца из балета «Лебединое озеро». Концертмейстер оркестра Татьяна Казакова выразительно и артистично исполнила известное скрипичное соло, превращенное в виртуозную концертную пьесу. В сцене коронации из оперы «Борис Годунов» достойными партнерами выглядели хор и солист Станислав Трифонов (Минск). Общее впечатление испортило несвоевременное вступление колокольного звона, создавшее ощущение звукового коллажа.
Цельным, драматургически выстроенным эпизодом в концерте выглядели песни гостей из оперы «Садко». Угрюмо-мрачный варяг – Андрей Валентий – покорил самарскую публику глубиной и мощью своего роскошного баса. Самобытно-индивидуальной трактовкой Песни Индийского гостя удивил молодой тенор Иван Максимейко. Акцентирование верхнего звука и скользящее, будто бы глиссандирующее исполнение нисходящих хроматических пассажей усилили восточный колорит музыки, придали ей оттенок магического действия, ворожбы. Эффектно исполнил свою песню Веденецкий гость – яркий и артистичный баритон Константин Бржинский («Геликон-опера»). Три песни гостей выполняют в опере Н. Римского-Корсакова роль вставных концертных номеров, их контрастность играет на усиление общего яркого впечатления. Звучащие друг за другом, они составили характерную сюиту, которая стала для слушателей приятным сюрпризом.
Лирической кульминацией гала-концерта явилось великолепное выступление Василия Святкина. Широко и свободно льющаяся мелодия ариозо Мазепы позволила певцу раскрыть выдающиеся достоинства голоса – мягкость и глубину, силу и пластичность. Чувственное любовное признание гетмана прозвучало так искренно и проникновенно, что зал буквально взорвался громом аплодисментов. Святкин продемонстрировал прекрасную вокальную форму, зрелость музыкального мышления, творческую индивидуальность и огромный потенциал, взывающий к реализации. То, что называется искрой Божьей, или настоящим талантом.
Стремясь обрести успех у публики, поразить ее воображение, многие артисты сегодня прибегают к преувеличенности во всем: к усилению эмоций вплоть до экзальтации, предельному ускорению темпов, форсированию динамики. Только настоящий художник может найти в себе силы пойти «против течения» и суметь удивить тихой кульминацией лирического чувства, подарить слушателям «чудное мгновенье».
Богатый отечественный оперный репертуар позволял продолжить второе отделение русской программой, но вместо этого снова зазвучала музыка западная. «Платьем с чужого плеча» оказалась каватина Эльвиры из оперы «Эрнани» для Татьяны Лариной. Голос певицы, роскошно звучащий в партиях Ярославны, Татьяны, Лизы, в этом вердиевском шедевре словно не слушался вокалистку, и лишь отдельные музыкальные фразы свидетельствовали о ее незаурядном даровании.
Ровно и чисто прозвучала покоряющаяся далеко не всем тенорам виртуозная ария графа Альмавивы у Дмитрия Крыжского. Музыка Россини привнесла жанровый контраст и солнечно мажорную тональную краску в концерт, изобилующий драматически насыщенными номерами.
Дуэт из «Трубадура» (Ирина Крикунова/Станислав Трифонов), романс Сантуццы (Екатерина Головлева – Большой театр) и Ария Калафа (Ахмад Агади) – золотой репертуар зарубежной оперной классики – в исполнении гостей фестиваля подтвердили высокий статус приглашенных солистов, выдающихся мастеров отечественной музыкальной сцены.
Финал концерта венчал триумфальный марш из оперы «Аида». Фанфары труб и мощь хоровой громады поставили не точку, а сочный восклицательный знак в заключение грандиозного музыкального вечера. И хотя в торжественный хор вплелись голоса не всех солистов – участников фестиваля, музыка Верди звучала как радость, дарованная людям и объединяющая их.
Ложка дегтя растворилась в общей праздничной атмосфере гала-концерта, оставив привкус легкой горечи. Высокие достижения самарских солистов не смогли исправить впечатления от концерта как последовательности случайных оперных фрагментов. Разочаровали отсутствие целостной концепции гала-концерта, раздражающе блестящее оформление сцены и единообразный свет. После эффектной работы, продемонстрированной театром в премьерных спектаклях предъюбилейного сезона, подобные недостатки воспринимаются слушателями как досадные промахи и не могут не огорчать.
Поздравления. В день праздника всех любителей Самарской оперы хочется пожелать театру набираться опыта; обретать мудрость; взрослея, покорять новые вершины. Многие лета!
Опубликовано в издании «Свежая газета. Культура», № 11 (99) за 2016 год