События: ,

38 Московский кинофестиваль. Второй день, как его увидел Виктор Долонько

27 июня 2016

839dd155149b104d0bc5ca4e24e0fbdd__1440x

Второй день фестиваля. 24 июня. Первый день после открытия. И поэтому очень важный для всего фестиваля. Стартовые фильмы всех программ — это всегда что-то знаковое. Определяющий выбор.

В программе “Восемь с половиной” — отборщик Петр Шепотинник. Он выбрал для старта программы фильм Кристиана Мунджиу — “Аттестат зрелости” или как его еще переводят “Выпускной”. На самом деле, фильм называется Bacalaureat.

bacalaureat_xlg

Мунджиу — любимый режиссер каннского фестиваля. Два его предыдущих фильма получали главные призы в Каннах — “Золотую пальмовую ветвь” в 2007 и 2012 годах. И здесь Кристиан Муджиу сделал крепкую психологическую драму. Главный герой фильма — провинциальный румынский врач. В провинции Клуж. Это пятидесятилетний человек, который и в социалистической Румынии, и в буржуазной остается совершенно честным. И в возрасте 50 лет он проходит инициацию Инициация в этом возрасте —  очень любопытная тема. Герой решает — войдет ли он в мир наживы, алчности и вранья, мир в котором живут все вокруг него. Или останется невинным, честным и ничего не сможет решить. И его дочь, заканчивающая школу — поедет ли она в университет в Клуж, или поедет учиться в Англию на бюджет. Герою предстоит тяжелый выбор, и, конечно, Мунжиу навешивает обстоятельств. В процесс втягивается дочь, которая честный искренний человечек.

Я не хочу вдаваться в перипетии сюжета. Как всегда, Муджиу лаконичен, даже скуп на выразительные средства. Здесь практически нет музыки. Фильм замечателен, если бы не трендовая боль, ломающая все впечатление. Это дидактика, без которой сегодня не обходится ни один фильм. Пафосный монолог в конце — это ложка дегтя, без которой, к сожалению, не обошлось.

Андрей Плахов представил свою программу “Европейская эйфория: между раем и адом”. Открыл ее фильм “Море в огне” Джанфранко Рози. Я, к сожалению, начитался галиматьи про этот фильм. Это не документальное кино, как везде пишут, хотя, действительно, там есть документальные съемки на Лампедузе, итальянском острове, куда каждый день прибывают беженцы из Африки. И вот эти фрагменты — документальные.

1466247455_more-v-ogne-3

Но главная тема фильма — совсем не беженцы. Фильм рядится под документальный, но здесь очень точная игра, хотя это непрофессиональные актеры, в фильме очень достоверные сцены, и они их разыгрывают прекрасно. Главная проблема в том, что фильм не о беженцах, а о деградации современной Европы. Режиссер берет семью итальянских тружеников и показывает, как действительно Европа справляется с наплывом мигрантов. Каждый день беженцы прибывают, но работы нет, вместо нее — ремесленные упражнения. Так же как 200, 300 лет назад, они живут рыболовством и добычей всяких морских гадов. И у них плохо получается — рыбы нет, технологии нет, разваливается культура. В фильме показано три поколения старики, взрослые люди и растущее поколение, но у этих детей потеряно умение получать образование. И, получается, что городок Лампедуза — это очень российская такая Сызрань. Но тут надо признать, что у России хватает такта не объявлять себя спасителем мира.

pierre-rochefort-vimala-pons-et-damien-chapelle-dans-marie-et-les-naufrages-realise-par-sebastien-betbeder_5574817

Третий фильм, который я увидел — “Мария и неудачники” Себастьяна Бетбедера. Фильм банальный и неинтересный. Даже тот факт, что неудачников играют довольно известные актеры — Эммануэль Рива — одна из старейших французских актрис, Эрик Кантона, бывший футболист, который теперь стал актером, это не помогает. Фильм абсолютно необязательный.

В пафосной программе кинокритика Стаса Тыркина фильмом открытия стала “Машина любви”. Картина Павла Руминова, из поколения 40-летних, это такая “Любовь” Гаспара Ноэ, но версия-лайт,  Амбиций очень много, но ответственности и мозгов у нашего режиссера меньше, чем у француза. Такие понты российского хипстера. Когда человек самодовольно декларирует, что он плохо образован.В фильме полтора часа мужчины увеществляют своих подруг, надо сказать, довольно однообразно. Это жуткое кино.

6233

Пятая программа этого дня — короткий метр. Я обычно не хожу на нее, но тут надо было где-то перекантоваться полтора часа и я пошел. Прежде всего, хочется отметить, что короткий метр перестал быть коротким. Продолжительность фильмов — 20-30 минут.  Запомнилась русская картина “Жизнь — драма” — дипломная работа на курсе Эшпая. Здесь густо намешаны известные лица, великолепная роль у Максима Виторгана. Прекрасного персонажа сыграл Глеб Пустипалис, сын Сергея Пустипалиса — водителя машины скорой помощи. Вообще, это классический сюжет — “путешествие с “трупом”. Герой Пустипалиса на все перипетии сюжета, реагирует единственной фразой, которую за фильм повторяет раз семь: «ну, это п….ц!». Она обрамляет фильм  и объясняет отношение режиссера к происходящему.

6413
Вот такими   впечатлениями от программы второго дня поделился с нами Виктор Долонько.

Оставьте комментарий