Мнения: ,

Рыцарь женского рода

24 сентября 2016

shumkova

Чтобы создать документальный фильм, достаточно идеи: режиссер знает, что он хочет показать, оператор знает, как это показать. Вместе на основе реальности, которую можно определить банальным словосочетанием «правда жизни», они создают новые смыслы.

НИНА АЛЕКСЕЕВНА ШУМКОВА много лет работала оператором на Куйбышевской студии кинохроники: снимала «Летопись строительства Волжского автомобильного завода», сюжеты для киножурнала «Поволжье», многие из которых переросли потом в документальные фильмы. Совместная работа с Борисом Свойским, Борисом Кожиным, Верой Плотниковой стала для нее хорошей школой и стартом в собственную режиссерскую судьбу.

Александр Назаров, кинооператор, неоднократно работавший с Шумковой на съемках, полагает, что создатели документального фильма должны думать вместе и одинаково. Наверное, до определенного момента это возможно. Но Нина Алексеевна решила, что может и должна снимать свое кино: выразительным экранным языком говорить на небанальные, часто неудобные темы. И, конечно, это кино будет только документальным, ведь то, что снято, по определению обладает уникальностью – это и неповторимость случившегося, и индивидуальность ракурса, и мимолетность вдохновения, наконец.

Фильм «Как мы жили во время войны» – один из своих самых любимых – Нина Алексеевна снимала в 1988 году как оператор. Рассказы женщин, переживших Великую Отечественную войну, сегодня уже исторический источник. Но и авторское произведение: рассказать о повседневной жизни в страшные годы эти женщины могли не всякому; и оператор, снимающий их, понимал, что никто другой, кроме него, этого не снимет. Эта хрупкость момента отчетливо понимается зрителем, она и «делает» этот фильм.

Потом, уже как режиссер, Шумкова сняла «Сталинист Иванов» и «Антисоветчик Никулин» (1989). В переломное время шли отчаянные поиски идентичности – тогда по политическому признаку, и этот «парный портрет» эпохи стал отражением взгляда автора на тогдашнее, советское еще общество. В те годы и в игровом, и в документальном кино появились так называемые «поколенческие» фильмы. Они запечатлевали отрезок времени четко, точно, порой жестко. А Нина Алексеевна сняла диптих, заранее подразумевая диалог героев, – через зрителя, разумеется, вовлекая его в пространство фильмов. И подчеркивая таким образом основную примету того времени – постоянные поиски истины; разговоры, споры, выяснения отношений в попытках найти эту самую истину.

С 1990-го все стало меняться стремительно. Кинематограф оказался в сложнейшем положении: снимали мало, вопрос о существовании документального кино в Самаре интересовал только профессионалов. Но безнадежной ситуация казалась только на первый взгляд и только тем, кто не знал Шумкову. 1 апреля 1990 года она возглавила Поволжское отделение Союза кинематографистов России. В том же году была создана одна из первых независимых студий в России – «Волга-фильм», которая располагается в Доме кино на улице Куйбышева. Борьба за это здание в центре старой Самары стала той проблемой, которую самарские кинематографисты во главе с Ниной Алексеевной решают не первый год. Но творческая жизнь, сопровождаясь бюджетным героизмом, продолжалась.

В 1996 году прошел первый кинофестиваль «Кино – детям». На открытие приехал Михаил Юзовский, режиссер фильма «Там, на неведомых дорожках», а показы проходили в актовом зале обычной школы, вспоминает Ольга Стась, директор международного фестиваля «Кино – детям». Вместе с Шумковой они работают и на студии «Волга-фильм», дружат больше тридцати лет. Качество, которое определяет, по мнению Стась, характер и жизнь Нины Алексеевны, – неприятие лжи; категорическое, абсолютное, принципиальное неприятие любой неправды, уловок, обмана. «В профессиональной деятельности, – говорит Александр Назаров, оператор многих фильмов Шумковой, – она руководствуется принципом: «Снимать так, чтобы потом с тобой здоровались». Это и кредо, и этическая установка».

Документальное кино необходимо – и как «запечатленное время», и как альтернатива «новостной колбасе», – но из-за правдивости документального кино его и боятся – редко показывают по телевизору, в кинотеатрах (только в специализированных, которых единицы): жизнь и без того нелегка, зачем говорить о проблемах еще раз?

В 1995 году Нина Алексеевна сняла «Выйду ль я на улицу» – фильм, в котором все герои поют. Это жители Приволжского района Самарской области – бухгалтеры, слесари, пенсионеры, школьники, врачи, продавцы… Поют веселые песни, частушки, от души поют, хоть и на фоне «документального безобразия». Такой увидела свою страну Шумкова и такой показала зрителям. А в 2011 году вышел фильм «Не обманула меня только любовь. Римма и Вадим Тумановы». О легендарном золотодобытчике, сильном человеке Вадиме Туманове, его яркой и трудной жизни, которую только любовь оказалась способна удержать в самые судьбоносные моменты.

Нина Алексеевна Шумкова в своих фильмах рассказывает правду, показывает жизнь, как она есть: трудной, трагической, порой горькой. Но это взгляд сильного, цельного человека, с обостренным чувством собственного достоинства, благородного, сопереживающего. И жизнь в таком ракурсе обретает надежду.

Виктория Трифонова

Кандидат исторических наук, доцент Самарского университета, член Союза журналистов России.

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета»,

№ 15-16 (103-104) за 2016 год (сентябрь)

pNa

Оставьте комментарий