Мнения: , ,

Патриарх в интерьере русской классики

1 декабря 2018

Целую неделю самарские зрители смотрели, наслаждались, недоумевали, восторгались, зевали, плакали, аплодировали, спрашивали лишний билетик в театре «Камерная сцена».

Здесь проходил III Всероссийский фестиваль «Русская классика. Страницы прозы». Фестиваль не затерялся в ряду других, коих немало на просторах огромной театральной территории России.

Фестиваль конкурсный, его отсматривало и ежедневно обсуждало компетентное жюри, состоящее из московских театральных критиков: Элеоноры Макаровой, заведующей кабинетом критики СТД России; Марины Тимашевой, редактора журнала «Вопросы театра»; Елены Глебовой, редактора журнала «Страстной бульвар, 10».

Фестиваль совпал с 25-летием театра «Камерная сцена», поэтому подведение итогов фестиваля, раздача дипломов и наград и чествование коллектива — хозяина фестиваля проходили одновременно после окончания спектакля самарского театра «Первая любовь» по ранним рассказам И. Бабеля. Об этом спектакле наша газета уже писала, а вот о других — несколько впечатлений и мыслей далее. Но прежде необходимо особенно поблагодарить организаторов фестиваля за возможность впервые и, может быть, в единственный раз увидеть в Самаре спектакль Камы Гинкаса, режиссера, равных которому сегодня в России нет. Его спектакль по Достоевскому прошел вне конкурса, в режиме гостя фестиваля.

Кама Миронович Гинкас, народный артист РФ, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной премии РФ, лауреат премии имени Станиславского, премии Михаила Туманишвили «За совершенство в искусстве», премии имени Товстоногова, премий «Триумф», «Золотая Маска», «Чайка», «Хрустальная Турандот», сегодня — режиссер номер один российского театра и один из лучших режиссеров мира.
По окончании в 1967 году знаменитого актерско-режиссерского курса Георгия Александровича Товстоногова в ЛГИТМиКе он возглавил Красноярский ТЮЗ, куда уехала целая группа молодых выпускников этого института. Театр почти сразу стал одним из самых заметных и интереснейших коллективов. Спектакль Гинкаса «451о по Фаренгейту» по Р. Брэдбери 1970 года стал событием для всей театральной общественности.

Гинкас стал неофициальным лидером тогдашней молодой режиссуры, но в те годы он с большим трудом получал приглашения от театров на постановку, а в штат его вообще боялись брать, не говоря уже о том, чтобы доверить ему руководство театром. И все-таки его спектакли выходили и почти всегда становились событием. Для меня его спектакль «Похожий на льва» в ленинградском Театре на Литейном 1974 года стал одним из самых больших театральных потрясений.

Список его постановок давно перевалил за пятьдесят. Он ставил в Ленинграде/Петербурге, Москве, Каунасе, Хельсинки, Владивостоке, Стамбуле, Германии, Швеции… Последние годы его творчество тесно связано с Московским ТЮЗом. Гинкас ставит и современные пьесы, но высокая классика всегда сохраняла для него приоритетные позиции и любимым автором для него во многие годы оставался — «то, что было у Достоевского философским открытием, ныне стало повседневностью».

Дав согласие привезти спектакль «По дороге в…», поставленный для сцены МТЮЗа «Игры во флигеле» в ноябре 2015 года, Кама Миронович написал для буклета самарского фестиваля: «Я неоднократно зарекался ставить Достоевского. Слишком долго и много им занимался. И вот опять!.. Опять, конечно, Раскольников. Но главное действующее лицо — Свидригайлов. Это он всё рвется куда-то. Может, в Америку, а может быть, совсем не туда. Свидригайлов — философ. Он, как и все герои Достоевского, жаждет правды и справедливости. Он не согласен жить, если нет и как-то не предвидится эта справедливость. Это русские сны. Русские сны по Достоевскому».

Галина ТОРУНОВА

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 29 ноября 2018 года,
№№ 18 (147)

pNa

Оставьте комментарий