КРОК. Послание миру, исполненное поэзии и оптимизма

na-poroge-ilich002

Главный международный кинофестиваль анимации, проходящий на территории России, состоялся в двадцать третий раз.

По традиции стартовав на суше – на этот раз в московском Доме кино, – «КРОК» полным составом (жюри, участники и гости) загрузился на теплоход и отправился в волжское путешествие по малым городам России. В финале своего пути корабль причалил в Ярославле – городе, где живет и работает обладатель анимационного «Оскара» режиссер Александр Петров. И там же были подведены итоги и вручены награды.

«Крок» поддерживается не только федеральным министерством культуры и Союзом кинематографистов России, но и Ассоциацией анимационного кино РФ, в правление которой входят продюсеры и представители индустрии детских товаров. А это значит, что анимация, помимо решения своей главной творческой задачи, ищет возможности для продвижения к массовому зрителю.

Прежде чем представить свои фильмы на широкий зрительский суд, профессионалы оценивают их в своем узком кругу. Для чего, собственно, и проводится «Крок». Тем более, что в этот раз он был посвящен творчеству молодых. В нем участвовали студенты различных анимационных киношкол и дебютанты. В конкурс попало 139 фильмов из 42 стран, что дало возможность оценить «свежее» анимационное кино практически со всего мира.

Среди безусловных лидеров – Франция и Россия. Французы преуспевают благодаря двум сильным анимационным школам – La Poudrière и Gobelins. Наша же молодежь, несмотря на существование вузов и студий, где учат анимации (ВГИК, СПбГУКиТ, школа-студия «ШАР»), продвигается в первую очередь за счет успешного преподавания отдельных мастеров (Александр Петров, Иван Максимов, Михаил Алдашин, Алексей Дёмин, Елена Чернова…).

Среди общих отрицательных моментов, за которые мастера на фестивале поругивали молодых, оказалась излишняя «болтливость» новой анимации. Необязательный закадровый текст, «объясняющие» происходящее на экране диалоги… В основном приверженностью к «разговорному» кино отличились, опять-таки, французы. При этом несколько дебютантов из Франции благодаря циклу фильмов по стихам Гийома Аполлинера «прозвучали» на «Кроке» весьма достойно. Никаких ограничений для авторов, помимо продолжительности фильмов – 3 минуты. В итоге на свет появилось 12 светлых и очень оптимистичных работ (как ни странно это звучит в отношении такого меланхоличного трагика, как Аполлинер).

Селекционная комиссия «Крока» чуть было не взяла в конкурс весь цикл, но затем, скрепя сердце, выбрала около половины. В итоге две работы были отмечены наградами – «Угол» (режиссер Шарли Белен) получил диплом в категории «Первый профессиональный фильм», а «Город и сердце» (режиссер Анн-Софи Реймон) попал в пятерку лидеров зрительских симпатий. Кстати, подобные идеи с экранизацией классики хорошо бы взять на вооружение нашим чиновникам от культуры: всё лучше, чем проводить «галочные» мероприятия в рамках очередного «года».

Разумеется, для того, чтобы фильм наполнился поэзией, отнюдь не всегда нужны рифмованные строки. Доказательством тому стали два фильма, разделившие приз имени Тонино Гуэрры, который вручала его вдова Лора. Приз назывался «За поэзию в кино», и получили его российская лента «Почему банан огрызается» (режиссер Светлана Разгуляева) и китайско-нидерландский фильм «Лёсс». Проникновенная история угнетенной женщины, рассказанная киноязыком, рожденным на стыке европейской и азиатской культур, смотрелась буквально на одном дыхании. Кстати, «Лёсс» получил и еще одну заслуженную награду – спецприз жюри.

kadr-iz-filma-less

Любопытно, что при популярности и доступности всевозможных анимационных технологий, включая пресловутое 3D, молодежь порой предпочитает работать в традиционной кукольной технике. Порой подобный выбор очевиден.

kadr-iz-filma-kukushka

Как в фильме «Кукушка» (режиссер Дина Великовская), получившем приз «За высший пилотаж» имени Александра Татарского. Или удивителен, как в работе Георгия Богуславского «Корабли прошлых лет» (главный приз в категории «Первый профессиональный фильм»).

kadr-iz-filma-korabli-proshlyh-let

Кстати, молодые российские режиссеры не просто собрали множество фестивальных призов. Они еще волей-неволей взяли на себя миссию фестивального веселья. И речь идет не столько о вечерах-«капустниках» (хотя и там кое-кто сумел отличиться), сколько о посыле, идущем с экрана. Даже трагедия трагедий «Гамлет» в фильме Евгения Фадеева превратилась в абсолютно противоположный жанр – гэговую комедию.

kadr-iz-filma-gamlet-komediya

Пока за кадром звучал проникновенный монолог с характерным рыком Высоцкого в роли датского принца, в кадре целый класс детей по-своему проникался радостями культпохода (тычки, поедание пирожных, похищение черепа бедного Йорика). А учительница безуспешно пыталась их усмирить, равняя огромной линейкой.

kadr-iz-filma-na-poroge-ilich

Политические идеалы, воплощаясь на экране, тоже утрачивали серьезность. В фильме «На пороге Ильич» (режиссер Михаил Солошенко) «солнце русской поэзии» с успехом выгонял из квартиры вождя мирового пролетариата. Заметим, с одобрения хозяйки – ее сердцу был милее галантный Пушкин, нежели Ильич с решительным требованием «накоймить и сп’ятать».

Российские режиссеры смеялись в своих фильмах и не затрагивая глубоких тем, но наград собрали немало. К примеру, фильм «Козлы» Екатерины Филипповой с незамысловатым сюжетом о том, как рогатые пассажиры поезда пытались на ходу подкормиться листвой деревьев, получил приз «Улыбка фестиваля».

kadr-iz-filma-kozly

А Наталья Чернышева (наш человек во Франции) завоевала приз зрительских симпатий и спецприз жюри за фильм «Два друга» – о начале прекрасных отношений между червяком и головастиком, которые переросли… Впрочем, обойдемся без спойлеров.

Еще одну награду нашим девушкам – приз «За самый добрый фильм» – получила работа «Я не мышонок» Евгении Голубевой. С одной стороны, забавная, с другой – весьма актуальная история о том, как мамы порой забывают, что их дети – самостоятельные личности, а не «мышата», «тыковки» или же «звездочки».

Отношения детей и родителей оказались популярной темой фестивальных фильмов. Видимо, не только в силу ее всеобщей актуальности, но и потому, что многие режиссеры совсем недавно выпорхнули из-под родительского крыла. Собственно говоря, английский фильм «Эмонд» (режиссер Нина Ганц), получивший Гран-при фестиваля, повествует о патологической любви матери к сыну, которая не позволила герою по-человечески раскрыться. Помимо содержательной части, фильм интересен еще и техникой исполнения – войлочные куклы с нарисованной анимацией лиц.

kadr-iz-filma-naskolko-ty-smuglyj

В программе фестиваля было еще немало любопытного: индийский фильм «Насколько ты смуглый?», франко-бельгийский «Поезд жизни», канадско-бразильский «Мужчина по имени мужчина», японские «Попутные ветра»…

В целом же очередной «Крок» дал внятное ощущение того, что молодое анимационное кино не просто существует, а заявляет себя на высоком профессиональном уровне. И самое главное – это разнообразное, интересное и преимущественно позитивное послание миру, которое, хочется верить, будет услышано.

Алёна Самсонова

Кинодокументалист, член Союза кинематографистов России.

Опубликовано в издании «Свежая газета. Культура», № 18 (106) за 2016 год

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *