Документальная Америка: от экоактивистов до гендерного неравенства

 

В Доме кино и кинотеатре «Вертикаль» в третий раз прошел фестиваль американского документального кино Show Us, организованный при поддержке посольства США в России, компании CoolConnections и киноклуба «Ракурс».

В программе – лучшие образцы документальных фильмов последних лет. В дополнение к кинопоказам состоялись две встречи с Эрин Калмз – режиссером и продюсером «Китовых войн», открывающих программу фестиваля.

Динамичные «Китовые войны» – выжимка из одноименного сериала о китобойном промысле в водах Антарктики и экоактивистах, пытающихся спасти животных. «Морские пастыри (Sea Shepherd Conservation Society)» – международная некоммерческая организация охраны морской дикой природы, основанная в 1977 году. На сайте организации заявлено: «Наша миссия состоит в том, чтобы положить конец уничтожению среды обитания и убою животного мира в Мировом океане в целях сохранения и защиты экосистем и видов».

Собственно, сериал строился как фиксация деятельности «Морских пастырей» по предотвращению нарушений международных природоохранных норм. Теперь этот дневник превращен в документальный фильм, полтора часа хроники, снятой в сложнейших условиях. Драматургия фильма выстроена вокруг фигуры руководителя «Пастырей» Пола Утсона, который на момент создания фильма находился в международном розыске. Из года в год Утсон с командой единомышленников мешает японскому флоту убивать китов – война, которой едва ли когда-нибудь настанет конец.

Кроме прочего, «Китовые войны» – это еще и назидательная история о том, как сообщество активистов привлекает внимание к важной проблеме вымирания видов и становится мощным агентом влияния. Казалось бы, все просто: «Морские пастыри» – хорошие, японские китобои – плохие. Однако контекст сложнее, чем простая демонстрация ужасов убийства китов. Если принять во внимание, что хорошо финансируемая экологическая организация, состоящая из граждан разных стран, в международных водах мешает деятельности японского флота, то нетрудно представить, какая создается сложная политическая ситуация. Несмотря на постоянно возникающие проблемы финансового и юридического характера, «Морские пастыри» по-прежнему выходят на воду каждый китобойный сезон. Хотя бы потому, что кто-то должен это делать.

***

Прямолинейно феминистский «Команда: гендерный разрыв» – попытка разобраться в ситуации внутри профессионального сообщества программистов. В течение 80 минут режиссер Робин Хаузер Рейнолдс рассуждает на тему гендерного неравенства среди разработчиков: в профессии слишком много мужчин, слишком мало женщин. Фильм, составленный на основе историй женщин, столкнувшихся на работе с дискриминацией по половому признаку, практически исключает мнение их коллег-мужчин.

Картина, получившая призы на международных кинофестивалях в Род-Айленде, Милл-Велли и Боулдере, не только говорит о диспропорции в соотношении мужчин и женщин среди программистов, в ней сделана попытка обозначить способы исправления ситуации. Привлечение женщин в IT-сферу – это тот самый дебаггинг, исправление ошибок, которым должны заняться не только крупные компании, но общество в целом. Получается, что проблема в профессиональной среде растет чуть ли не из средней школы, где девочки впервые сталкиваются с классическими представлениями о «мужских» и «женских» профессиях. «Предрассудков не должно быть, мы все равны», – говорят героини фильма, и это расширяющее границы утверждение, возможно, всем стоило бы повторять чуть чаще.

***

Каждый из этих фильмов демонстрирует разные подходы к документальному кино: почти игровой, зрелищный в одном случае и социологический нон-фикшн с привлечением статистики и множества интервью – в другом.

Главный герой фильма «Город Голда» (режиссер Лора Габберт) – ресторанный критик газеты La times и лауреат премии Пулитцера Джонатан Голд – показывает Лос-Анджелес, рассказывая о городе через призму еды. «Город Голда» – превосходный антропологический документ, фиксация соотношения кухни разных районов Лос-Анджелеса с социальной ситуацией и культурой города.

«Американская медсестра» Кэролин Джонс, получившая премию «Кристофер», интересна, прежде всего, типажами героев. Эта картина – документализация профессиональных будней пяти медработников, посвятивших себя совершенно разным направлениям помощи. Джейсон Шорт ухаживает за умирающими от рака пациентами, большинство из которых живет в настолько труднодоступных местах, что иногда Шорту приходится добираться через реку. Тоня Фауст работает в хосписе для отбывающих пожизненное заключение. Наоми Кросс помогает пройти через роды женщине, пережившей рак яичников, а сестра Стивен содержит дом престарелых, пытаясь передать любовь и заботу пожилым людям. У всех историй разная драматургия – каждый герой имеет свои причины, которые побудили его посвятить себя помощи другим. Фильм содержит прямой гуманистический посыл: чувство, что ты в любой момент можешь оказаться в ситуации, когда тебе необходима помощь, заставляет иначе смотреть на многие вещи, будь то болезнь, инвалидность или беременность.

***

Фильмы, созданные в американском контексте, вдруг становятся рассказами о жизни вообще, а их герои – членами огромного интернационального общества. Образуя своеобразный портрет времени с его разномасштабными проблемами, каждый из фильмов провоцирует зрителя на диалог с режиссером. Что каждый вынесет из этого диалога – зависит от оптики, которую он применит к фильму, благо авторы предоставляют своим зрителям возможность взгляда под разными ракурсами.

Екатерина АВЕРЬЯНОВА

Студентка филологического факультета ПГСГУ.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре», № 6 (114), 2017, Март

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *