События:

Опубликована новая концепция проведения Грушинского фестиваля

4 марта 2015

Гриф гитары

Документ, а точнее, целый пакет документов, появился сегодня на официальном сайте клуба имени Грушина. И, судя по всему, фестиваль ждут серьезные перемены.

Предлагаем Вам ознакомится с полным текстом концепции. Остальные документы, регламентирующие будущий фестиваль, вы можете найти на сайте клуба.

Концепция
подготовки и проведения концертной программы
XLII Всероссийского Фестиваля авторской песни
имени Валерия Грушина.

1. Проблематика

Одной из главных задач при подготовке и реализации концертной программы является максимально возможное сохранение традиций Фестиваля и его проектов в области образования, культуры и искусства. Однако, исходя из необходимости преодоления ряда назревших проблем, в настоящую концепцию внесены несколько принципиальных изменений относительно прошлогодней её редакции.
В качестве проблем требующих безотлагательных решений, организаторами Фестиваля обозначено следующее.
Инфляция аудиторий концертов. Это явление касается как количественных, так и качественных показателей аудиторий. В течение целого ряда лет сложилась ситуация, когда не зритель «ходит на артиста», а артист «скачет» со сцены на сцену, чтобы зрители соблаговолили его послушать. Такая система похожа на ротацию музыки в радиоэфире. Это создает впечатление у потенциальных слушателей, что на Фестивале они когда-нибудь и где-нибудь (а если не на этом фестивале, то на следующем уж точно) удовлетворят свои эстетические и интеллектуальные потребности. Кроме того, система ротации снизила статус даже высококачественных программ и проектов от уникальных до ширпотреба. В результате зритель перестал «трудиться», чтобы соучаствовать в концертах своим заинтересованным вниманием. Дошло до того, что многие просто ленятся дойти до концертной площадки. А авторы-исполнители не чувствуя «энергетики зала» просто отрабатывают раз за разом свои программы «на профессии». Для них участие в Грушинке тоже девальвирует и перестаёт быть уникальным.
Источник проблемы давно понят организаторами. Это — избыток концертных площадок. Стремление Фестиваля в прошлом к гигантизму в смысле числа участников и разнообразия программ привело Фестиваль к тому, что появилось большое число проектов и даже просто лагерей с отдельными сценами, которые вообще-то надо было чем-то заполнять. Их и стали «заполнять». Включилась ротация. Она привела к растаскиванию аудитории по фестивальным закоулкам. Таким образом, первая проблема тесно связана со следующей и вытекает из нее.
Управляемость сценическими площадками и контроль над их деятельностью не соответствуют уровню и целям Фестиваля. Современные возможности звуковой оснащенности площадок даже в полевых условиях породили желание каждого более-менее организованного лагеря иметь свою эстраду. И такие желания слишком часто претворяются в жизнь без учета общих целей, задач, возможностей и принципов Фестиваля.

2. Решение проблем. Условия и ограничения

Исходя из необходимости решения вышеозначенных проблем, подготовка и реализация концертной программы Фестиваля в 2015 году подчиняется следующим идеям, требованиям и ограничениям:
«Только для вас и только один раз». Это подразумевает стремление организовывать программу Фестиваля так, чтобы ведущие мастера жанра имели один полноценный концерт с максимальной аудиторией или же несколько концертов, но по числу оригинальных тематических программ. Это не противоречит возможностям «звезд» участвовать в сборных концертах.
«Под лежачий камень вода не течет». Это о воспитании аудитории. Надо настойчиво приучать «товарищей участников» ценить уникальные возможности, которые им предоставляет Фестиваль. То, что вход на Фестиваль бесплатный, не отменяет необходимости платить за концерты своим вниманием.
«Богу богово. Кесарю кесарево». На фестиваль должны приехать те, кто хочет участвовать именно в Грушинском фестивале, именно с той программой, которая будет заявлена его организаторами. В этом смысле заблаговременное широкое оповещение потенциальных участников Фестиваля крайне важно в смысле ограничения притока людей, надежды которых связаны с другими исполнителями, проектами и форматами.
«Каждый сверчок — знай свой шесток». Это о соблюдении правил и ограничений, устанавливаемых организаторами Фестиваля, на организацию концертных площадок лагерями и сторонними проектами.
«Назвался груздем — полезай в кузов» — о поддержании порядка руководителями площадок, лагерей и проектов и их ответственности за соблюдение этики и правил, установленных Положением о Фестивале.

3. Программа реализации концепции

— Значительное снижение числа концертных площадок на Фестивале.

— Четкие правила и ограничения по организации и функционированию концертных площадок. В частности, жесткое соблюдение правила, что во время концерта на Горе все другие эстрады не работают.

— Жесткое соблюдение этих правил, т.е. четкое управление деятельностью концертных площадок.

— Заблаговременное планирование всей концертной программы Фестиваля.

— Учет и координация всех событий Фестиваля (спортивных, образовательных и прочих культурных, воспитательных, развлекательных программ) для исключения конкуренции между ними за одну и ту же аудиторию в одно и то же время, а также для исключения накладок с расписанием выступлений участников одновременно в нескольких местах.

— Внятное и широкое оповещение фестивального сообщества о программе как заблаговременно до Фестиваля, так и непосредственно на нем с помощью единого информационного центра Фестиваля и работающих под его руководством соответствующих служб (пресса, радио, интернет и пр.).

— Четкое взаимодействие организаторов концертной программы с авторами-исполнителями и продюсерами проектов как во время подготовки фестиваля, так и непосредственно во время него.

Кроме всего вышеперечисленного, подготовка и проведение всей концертной программы 2015 года должны реализовать принцип постепенного раскрытия пространства Фестиваля от его сакральной сердцевины — гостиного двора к массовой аудитории концертов на общедоступных эстрадах. Для этого гостиный двор переносится от главной эстрады в район часовни и окружается дружественными крупными лагерями.

4. Классификация концертных площадок Фестиваля

Главное различие, позволяющее классифицировать концертные площадки на Фестивале, — это потенциальный охват аудитории, который площадка может предоставить концерту, проекту и иному культурно-художественному мероприятию.
Концертные мероприятия программы Фестиваля реализуются на двух типах фестивальных концертных площадок — больших и малых эстрадах. Оборудование и обслуживание таких эстрад, а также организация и проведение на них концертов и прочих мероприятий производится силами и средствами организаторов Фестиваля.
Фестиваль традиционно допускает и приветствует так называемые костровые площадки, предназначенные для общения и творческих программ небольших дружеских компаний. Оборудование и обслуживание подобных площадок производится самодеятельно силами и средствами крупных организованных лагерей. Работа костровых площадок регламентируется нормами и традициями общежития в условиях туристского лагеря. Их деятельность должна удовлетворять главному требованию — не мешать участникам фестиваля воспринимать фестивальную концертную программу, реализуемую организаторами Фестиваля на больших и малых эстрадах, и не оттягивать значительную аудиторию от основной концертной программы Фестиваля. Поэтому концепция организации и деятельности костровых площадок подразумевает соблюдение двух следующих принципиальных требований. Первое. Не превышать потребление разрешенной организаторами электрической мощности для озвучивания и освещения площадки. Второе. Сцена, а также место для зрителей/слушателей должно находится внутри лагеря, т.е. направление излучения звука и света техническими средствам должно быть направлено внутрь, но не наружу лагеря.

5. Перечень концертных площадок Фестиваля

5.1. «Гитара» — это Большая эстрада Фестиваля, культовая концертная площадка с традиционным местом расположения на другом берегу протоки от фестивальной поляны. Творческая концепция площадки традиционна и неизменна. На ней проводится единственный концерт в ночь с субботы на воскресенье (в 2015г. — с 4 на 5 июля) Это — концерт мастеров жанра авторской песни, лауреатов и специальных гостей Фестиваля.
5.2. «Эстрада № 1» — это Малая эстрада Фестиваля. Её расположение — ближайшая стационарная эстрада к автомобильному въезду на фестивальную поляну. Творческая концепция этой эстрады заключается в том, что она является базой и центром проведения конкурсной программы Фестиваля. Вокруг неё создается пространство, в котором проводится первый тур (прослушивание). Непосредственно на эстраде проводятся 2 и 3 туры конкурса. Концертная программа в свободное от конкурса время составляется из выступлений лауреатов Фестиваля разных лет. Здесь же в вечернее время может быть реализован театральный проект. Еще эстрада используется для торжественного награждения победителей спортивных соревнований. Такие награждения проводятся каждый день в определенной время подобно тому, как это делалось на «медальной площади» зимней сочинской Олимпиады 2014 года.
5.3. «Эстрада № 2» — это Малая эстрада Фестиваля. Место её расположения -место «эстрады Детской поющей республики» на Фестивале 2014 года. Творческая концепция этой эстрады заключается в том, что она является базой «Детской поющей республики» и центром проведения детской конкурсной программы Фестиваля. С учетом того, что у этой эстрады неплохое местоположение «по солнцу» для дневных концертов, то когда молчит главная № 3 эстрада, можно наполнить «Детскую» программами, которые рассчитаны не только на детей, но и на их родителей.
5.4. «Эстрада № 3» — это Большая эстрада Фестиваля. Расположение эстрады традиционно, и оно такое же, как и на Фестивале 2014 года. Творческая концепция площадки исходит из того, что это — «главная фестивальная эстрада». Именно на ней организуются главные концерты «звезд» фестиваля с заранее известной программой и самой массовой аудиторией. Здесь же проводятся ключевые сборные тематические концерты. Работа площадки начинается вечером после того, как спадает жара. Днем площадка не работает. У площадки должна быть организована «Гримерка» — небольшой лагерь для отдыха и подготовки артистов к выступлению. Во время главных концертов почетных гостей фестиваля на этой эстраде в целях максимальной концентрации зрительской аудитории не должно происходить конкурирующих по значимости концертных программ на других эстрадах.
5.5. «Эстрада № 4» — это Малая эстрада Фестиваля. Её место — место эстрады «Барды Мира» и «Мы вместе» на Фестивале 2014 года. Творческая концепция площадки — молодежная эстрада. Здесь эксперименты с новыми и современными форматами самодеятельного творчества.
5.6. «Эстрада № 5» — это Малая эстрада Фестиваля. Её расположение — берег протоки напротив «Гитары», ближе к автомобильному въезду на фестивальную поляну, где в 2014 году располагалась эстрада фестиваля «Пущино». Это — «Ночная костровая» эстрада. Её творческая концепция реализует возможность коллективного исполнения известных произведений и возрождает «Виртуальный костер», впервые реализованный «ИВасями» в 2007 году на Федоровке. Еженощные «бдения» у костра, своеобразные хоровые обращения к «Гитаре» и «Горе» имеют потенциал традиции и могут стать ритуальными для Фестиваля в будущем. Здесь же уместным будет проведение традиционной культовой воскресной «Чайханы». Днем здесь работает «свободный микрофон». Здесь же возможно проведение «непесенных» мероприятий — творческих встреч, дискуссий и т.п.
5.7. В состав фестивальных концертных площадок могут быть отдельным специальным решением Исполнительной дирекции Фестиваля по согласованию с Художественным советом Фестиваля внесены дополнительные площадки, которые по обоснованным причинам будут признаны ценными и необходимыми для Фестиваля.

grusha1

Aviasales

Оставьте комментарий