События: ,

Ильфат Садыков. Наш человек с Монмартра

22 октября 2015

20-2_Садыков (1)

Он не пришел на оговоренную встречу в Самаре, а его телефон был «вне зоны доступности». Наутро позвонил, извинился и сообщил, что накануне полдня провел в самарской полиции.

Ильфат Садыков восемь лет живет в Париже. На оговоренную встречу он ехал на такси, и машина была остановлена сотрудниками ГИБДД. Проверка документов водителя – в порядке вещей, но, видимо, бойцов автонадзора насторожила неординарная, с явно выраженными нерусскими чертами внешность пассажира. Далее они узнали, что у Ильфата с собой нет документов, что приехал он из Парижа, и безмерно удивились, узнав, что Елисейские Поля – это вовсе не массив ярового клина южнее Елховки, а известие о том, что подозрительный молодой человек работает на Монмартре, окончательно выбило их из колеи: раньше в их понятии это слово ассоциировалось только с названием оперетты и, по их мнению, означало сорт фиалок. Окончательно выведенные из себя всей этой свалившейся информацией служивые повезли подозрительную компашку «на разборку» в отделение полиции. Выяснение затянулось на полдня, и только к вечеру Ильфату, который в последние годы изредка общался лишь с очень вежливыми парижскими ажанами, вернули свободу передвижения по Самаре.

В 2009-м мне довелось быть в числе авторов впервые выпущенной в стране энциклопедии «Джаз в России». И тогда у меня не возникло сомнений по поводу закономерности включения в это серьезное издание персональной статьи о талантливом самарском музыканте Ильфате Садыкове, хотя среди всех удостоенных чести быть включенными в справочник Садыков был едва ли не самым молодым.

Родился Ильфат в 1985-м в таджикском Ленинабаде (ныне Худжан). Там поступил в музыкальную школу, проучился в ней два года, а в 2000-м переехал в Самару. Здесь он оказался в джазовой студии «Движение», где освоил тенор-саксофон в классе Сергея Равина и начал играть в молодежных джаз-ансамблях. В 2002-м Ильфат вошел в созданный гитаристом Олегом Примаком ансамбль New A, где довольно быстро стал неформальным лидером и сразу завоевал признание молодых любителей этой музыки.

Группа в основном работала в режиме бессистемных выходов на сцену. Более или менее постоянным местом выступлений для молодых музыкантов на какое-то время стала кофейня на Галактионовской. Правда, это было совершенно не приспособленное для регулярных концертов, не оборудованное и требующее срочного ремонта помещение. Оно служило для ребят главным образом местом сборов, дружеского общения и проявления свободы самореализации.

На эпизодических вечерах джаза здесь выступали и другие, более опытные и солидные команды. Ильфата стали приглашать для других совместных выступлений. Какое-то время New A активно продюсировал работающий ныне в Москве Юрий Льноградский. А в самой группе кроме опытного Олега Примака и явно перспективного Ильфата Садыкова играли сегодня уже вошедшие в первые ряды самарских музыкантов саксофонист Ильдар Есаков, барабанщик Сергей Косынкин и басист Алексей Титенко.

Уже в начале «нулевых» они выделялись незаурядным техническим мастерством, музыкальными способностями и явным интересом к джаз-року, фанку и другим течениям современного джаза. В репертуар группы постепенно вошли и собственные композиции, принадлежащие главным образом Олегу Примаку и Алексею Титенко.

Музыканты стали появляться на концертах и фестивалях в Москве и других городах России. В составе самарской творческой группы ансамбль побывал в Германии, где с большим успехом был принят в немецких молодежных клубах. В 2005-м на Садыкова и на ансамбль, в котором Олега Примака заменил Михаил Павельев, обратил внимание руководитель приехавшего на гастроли в Самару японского шоу-оркестра Shibusashirasu. Он пригласил самарцев принять участие в своей программе.

Садыков начал играть с фанк-блюзовой группой «СамараJAM», в которую к мелодическим духовым инструментам добавились труба и тромбон.

В 2008-м Ильфат блестяще окончил СГАКИ по классу профессора Анатолия Майорова. В годы учебы играл в студенческом биг-бэнде и различных малых составах. Но Ильфат решил продолжить обучение. У него были раздумья: не поехать ли для активизации музыкальной карьеры в Москву, Питер или Нью-Йорк, но Садыков, владея английским и не зная ни единого слова по-французски, предпочел Париж. Там Ильфат без особого труда прошел кастинг и поступил в филиал знаменитого и самого престижного джазового колледжа Беркли.

20-2_Садыков 2

Статус европейской столицы мирового джаза Париж приобрел в 30–40-х годах прошлого века. Здесь жили гитарист Джанго Рейнхардт, скрипач Стефан Граппелли, великий Сидней Беше. Признанная претендентка на титул «второй Эллы Фитцджеральд» афроамериканка Ди Ди Бриджуотер в 1980-м поселилась в Париже, при этом демонстративно оформив свою эмиграцию из США. В 1972-м мне довелось слышать певицу с оркестром Теда Джонса – Мела Льюиса в Ростове.

Способного молодого самарца из Таджикистана приняли сразу на второй курс, предоставив возможность бесплатного обучения. Беркли занял два года жизни. Конечно, система обучения в колледже серьезно отличается от принятой в России. Игра на инструменте вначале оказывается как бы на втором плане. Значительно больше времени уделяется сольфеджио, теории музыки, вокальным упражнениям. Но становится ясно, что методика вполне оправданна, когда очередь доходит до освоения инструмента.

Ильфату повезло: он попал в ученики к саксофонисту Рику Маргитца, которому в конце 80-х посчастливилось самому играть в ансамбле великого Майлза Дэвиса, выступать со многими звездами американского джаза, а также работать с собственными ансамблями.

Уже на втором году обучения Садыкову был предложен солидный денежный грант для переезда в США и продолжения обучения в Бостоне, в американском Беркли, но Ильфат от него отказался и, завершив учебу в парижском колледже, не остановился и без каких-либо проблем поступил в Парижскую консерваторию. После двухлетнего курса обучения Ильфат еще на год остался в аспирантуре. И здесь нашему земляку вновь повезло: его учителем оказался знаменитый саксофонист-универсал Жан-Шарль Ришар.

Все годы учебы Ильфат работал, помогли навыки музыканта, поэтому подрабатывать разносчиком пиццы и торговцем газет не пришлось. В Париж приехал его брат-художник с женой и ребенком. Сейчас они живут вместе, а брат тоже вполне устроился в профессии.

Самарский музыкант Ильфат Садыков сегодня достаточно известен в музыкальных кругах Парижа. Он играет постоянно в самых популярных джаз-клубах в центре Парижа – Le Duc Des Lambards, Le Sunset, Le Sunside. Именно здесь выступают лучшие французские музыканты, ведущие исполнители из других стран Европы и из Штатов. Ильфат нередко приглашается для выступлений в других клубах Парижа и его предместий.

По собственному утверждению, Ильфат Садыков вполне удовлетворен тем, чего уже успел добиться после своего решения о переезде в столицу Франции. Хотя ему удалось реализовать еще не все намеченные планы, поэтому о каком-то новом переезде он не задумывался. Ну, а в конце нашей встречи Ильфат на чистейшем французском с красивым парижским прононсом пожелал читателям газеты и всем любителям музыки здоровья, успехов и постоянного общения с великолепным искусством джаза.

***

Впрочем, ближайшая новая встреча с джазом и с нашим земляком, человеком с Монмартра и талантливым саксофонистом Ильфатом Садыковым состоится в КРЦ «Звезда», где он будет выступать в рамках музыкального проекта Jazz Guide Jam.

Игорь Вощинин

Фото из архива автора

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета» № 16-17 (83-84) за 2015 год

pNa

Оставьте комментарий