5 самых любимых альбомов Эрика Клэптона. К 72-летию великого гитариста

 

Сегодня исполняется 72 года Эрику Патрику Клэптону. В этот торжественный день захотелось вспомнить все самое любимое в его творчестве, притом именно в той очередности, как это происходило в жизни, а не по официальной хронологии-дискографии.

Слушать Эрика Клэптона на Яндекс

Eric Clapton

461 Ocean Boulevard

1974

Субъективно: Это был, наверное, первый альбом рок-музыки, который я услышал целиком и целенаправленно. Папе, в далеком 82-м, кто-то принес катушку, записанную по очень интересному принципу — на одной стороне 461 Ocean Boulevard, а на другой какой-то альбом Billy Ocean. Оушн, который Билл, меня тогда не зацепил. А вот Оушн, который бульвар имени Эрика Клэптона, запомнился крепко. Про то, что I Shot The Sheriff — великий хит я тогда не знал, и на этом альбоме полюбил совсем другие вещи. Во-первых, я услышал электрогитару — блюзовую, роковую и даже слайд. Смешно сказать, но 1982 году не так-то просто было услышать где-то роковый альбом с электрогитарой. По крайней мере, в возрасте 10 лет. Мне повезло. Так что первое мое спасибо Эрику Клэптону за то, что первым открыл мне рок. Ну и настоящую поп-музыку тоже. Впрочем, это отдельная тема, которую тут не развернешь, но способность Клэптона нехотя делать классику поп-музыки — это одна из главных граней его великого таланта. Все ту же I Shot the Sheriff — величайший кавер в истории поп-музыки, Эрик записывать совсем не хотел, потому что у песни “слишком реггейная основа”. Музыканты из группы уговорили. Клэптон только-только слез с героина, потеряв три года жизни, он был на мели, и адрес в названии диска — съемный дом, на чужие, продюсерские, деньги. Впрочем, продюсер Роберт Стигвуд не прогадал с вложением в недвижимость — альбом стал классикой, а песня про шерифа — единственным хитом #1 в Биллборде, за всю, полувековую, карьеру Клэптона!
Но песня все-таки другая. Та, что нравилась мне в 10 лет.

Eric Clapton

Slowhand

1977

Одна из первых пластинок поп-музыки, вышедшая в СССР. Советское издание знаменито не только многомиллионным тиражом, но и тем, что из альбома вырезали песню Cocaine. Написанную, кстати, и не Эриком даже, а Джи-Джи Кейлом. Этот альбом — еще одна демонстрация ленивой гениальности Эрика. Он увлекся на тот момент Tulsa sound — звучанием из одноименного города, штата Оклахома. Звездой “тульсы”, местного, впрочем, масштаба, был как раз Джи Джи Кейл. Клэптон позвал крутого продюсера — Глина Джонса, работавшего с Eagles и Rolling Stones. Клэптон с удивлением выяснил, что именитый продюсер не поддерживает джемы во время записи, так как это считается напрасной тратой драгоценного студийного времени, а перспективу записать альбом в стиле “тульсы” считает несерьезной. Эрик к этому моменту снова развязался, пил и злоупотреблял, поэтому на продюсера аккуратно забил, но тому хватило ума и он принял сторону Эрика, дав ему возможность работать, как он хочет и сколько хочет. В итоге — из местечкового стиля Эрик довольно лениво слепил два бессмертных хита — Wonderful Tonight и Lay Down Sally.

Cream

Wheels of Fire

1968

Самый мощный и монументальный альбом Cream. Понятно, что эта группа не только из Клэптона состояла, но так получилось. Контраст студийной и концертной записи, великолепные, для той эпохи, записи живых выступлений и, наверное, один из самых хипповых альбомов в истории рок-н-ролла. Блюз, рок, даже джаз и авангард в этой записи образуют очень странное варево, которое ни к одному из существующих стилей не отнесешь. И здесь больше, чем может дать любой из стилей поп или рок-музыки. Трио во всей своей мощи и многогранности, и сразу видно, при сравнении студийной и концертной пластинок, как мало от соляков Клэптона оставалось на студийных записях. Прекрасная возможность перенестись на полвека назад и почувствовать атмосферу эпохи “детей цветов” и психоделической революции.

Derek and Dominos

Layla

1970

Эта группа и ее единственная пластинка — еще один пример уникального свойства Клэптона — создавать вечное из ничего + немного лени. Шутка. Клэптон — великий трудяга и его ленивые руки каждый день,по нескольку часов, уже больше полувека (!) занимаются игрой на гитаре. Неизвестно точно, как сейчас, в 72 года, но если помнить преклонение Эрика перед старыми черными блюзменами — он, скорее всего, и сегодня не выпускает гитару из рук, потому что в ней — его жизнь и бессмертие. Поэтому все остальное дается Клэптону очень легко. Вернемся в 1970 год. Устав от славы в Cream и Blind Faith, Клэптон решил собрать аккомпанирующий состав без звезд, и собрал. Клавишник Боб Уитлок, ударник Джим Гордон и басист Карл Радл были американцами, из сопровождающего соул-шоу “Делани и Бонни” аккомпанирующего состава, в Англии их никто знать не знал, правда, в группу еще пытался войти Джордж Харрисон, но это совсем другая история! Зачем Клэптон вдруг решил бежать от славы? Чтоб играть по клубам в Лондоне, не ездить в туры и чаще видеть любимую женщину — Патти Бойд. Жену Джорджа Харрисона. Квартира в Лондоне, которую звукозаписывающая компания сняла для американской части группы, была местом свиданий Эрика и Патти.Она уже устала от восточной философии Джорджа и его измен, поэтому поддалась на страстные ухаживания Эрика. А уж это он умел. Весь альбом и его главная жемчужина — песня “Лейла” — посвящены Патти. И все знали об этом уже тогда, даже Джордж. А Эрик был уверен, что он очень круто все замаскировал, сочинив песню по мотивам средневековой персидской истории про молодого человека, страдающего от безнадежной любви к прекрасной девушке, так сильно, что это сводит его с ума. Великий альбом и одна из величайших поп-песен в истории! Вот, как важно, когда нужная книжка попадется в нужные руки.

Eric Clapton

From the Cradle

1994

Лучше всего человек делает то, что больше всего любит. Вот и у Эрика Клэптона ни с чем не сравнимое чувство блюза. И традиционные вещи он делает даже вкуснее, чем старые негры. При этом всегда — с уважением и респектабельностью, которые нищим блюзменам и не снились. Никто не сделал для популяризации корневого блюза так много, как Эрик Клэптон. И этот его альбом — настоящий самородок. Чтобы познакомиться с черным блюзом и не обжечься — лучшего варианта и не придумаешь. Ну а для меня лично это музыка из той эпохи, когда в рестораны приходили со своими компактами и конкретно вот этот альбом Клэптона пользовался большой популярностью и уважением со стороны самых отмороженных клиентов самарского общепита 90-х. Это ж блюз, как может быть иначе?!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *