Наследие: ,

5 любимых альбомов Эрика Клэптона

30 марта 2020

30 марта исполнилось 75 лет Эрику Патрику Клэптону. В этот торжественный день захотелось вспомнить все самое любимое в его творчестве, притом именно в той очередности, как это происходило в жизни, а не по официальной хронологии-дискографии.

Слушать Эрика Клэптона на Яндекс

Eric Clapton

461 Ocean Boulevard

1974

Субъективно: Это был, наверное, первый альбом рок-музыки, который я услышал целиком и целенаправленно. Папе, в далеком 82-м, кто-то принес катушку, записанную по очень интересному принципу — на одной стороне 461 Ocean Boulevard, а на другой какой-то альбом Billy Ocean. Оушн, который Билл, меня тогда не зацепил. А вот Оушн, который бульвар имени Эрика Клэптона, запомнился крепко. Про то, что I Shot The Sheriff — великий хит я тогда не знал, и на этом альбоме полюбил совсем другие вещи. Во-первых, я услышал электрогитару — блюзовую, роковую и даже слайд. Смешно сказать, но 1982 году не так-то просто было услышать где-то роковый альбом с электрогитарой. По крайней мере, в возрасте 10 лет. Мне повезло. Так что первое мое спасибо Эрику Клэптону за то, что первым открыл мне рок. Ну и настоящую поп-музыку тоже. Впрочем, это отдельная тема, которую тут не развернешь, но способность Клэптона нехотя делать классику поп-музыки — это одна из главных граней его великого таланта. Все ту же I Shot the Sheriff — величайший кавер в истории поп-музыки, Эрик записывать совсем не хотел, потому что у песни “слишком реггейная основа”. Музыканты из группы уговорили. Клэптон только-только слез с героина, потеряв три года жизни, он был на мели, и адрес в названии диска — съемный дом, на чужие, продюсерские, деньги. Впрочем, продюсер Роберт Стигвуд не прогадал с вложением в недвижимость — альбом стал классикой, а песня про шерифа — единственным хитом #1 в Биллборде, за всю, полувековую, карьеру Клэптона!
Но песня все-таки другая. Та, что нравилась мне в 10 лет.

Eric Clapton

Slowhand

1977

Одна из первых пластинок поп-музыки, вышедшая в СССР. Советское издание знаменито не только многомиллионным тиражом, но и тем, что из альбома вырезали песню Cocaine. Написанную, кстати, и не Эриком даже, а Джи-Джи Кейлом. Этот альбом — еще одна демонстрация ленивой гениальности Эрика. Он увлекся на тот момент Tulsa sound — звучанием из одноименного города, штата Оклахома. Звездой “тульсы”, местного, впрочем, масштаба, был как раз Джи Джи Кейл. Клэптон позвал крутого продюсера — Глина Джонса, работавшего с Eagles и Rolling Stones. Клэптон с удивлением выяснил, что именитый продюсер не поддерживает джемы во время записи, так как это считается напрасной тратой драгоценного студийного времени, а перспективу записать альбом в стиле “тульсы” считает несерьезной. Эрик к этому моменту снова развязался, пил и злоупотреблял, поэтому на продюсера аккуратно забил, но тому хватило ума и он принял сторону Эрика, дав ему возможность работать, как он хочет и сколько хочет. В итоге — из местечкового стиля Эрик довольно лениво слепил два бессмертных хита — Wonderful Tonight и Lay Down Sally.

Cream

Wheels of Fire

1968

Самый мощный и монументальный альбом Cream. Понятно, что эта группа не только из Клэптона состояла, но так получилось. Контраст студийной и концертной записи, великолепные, для той эпохи, записи живых выступлений и, наверное, один из самых хипповых альбомов в истории рок-н-ролла. Блюз, рок, даже джаз и авангард в этой записи образуют очень странное варево, которое ни к одному из существующих стилей не отнесешь. И здесь больше, чем может дать любой из стилей поп или рок-музыки. Трио во всей своей мощи и многогранности, и сразу видно, при сравнении студийной и концертной пластинок, как мало от соляков Клэптона оставалось на студийных записях. Прекрасная возможность перенестись на полвека назад и почувствовать атмосферу эпохи “детей цветов” и психоделической революции.

Derek and Dominos

Layla

1970

Эта группа и ее единственная пластинка — еще один пример уникального свойства Клэптона — создавать вечное из ничего + немного лени. Шутка. Клэптон — великий трудяга и его ленивые руки каждый день,по нескольку часов, уже больше полувека (!) занимаются игрой на гитаре. Неизвестно точно, как сейчас, в 75 лет, но если помнить преклонение Эрика перед старыми черными блюзменами — он, скорее всего, и сегодня не выпускает гитару из рук, потому что в ней — его жизнь и бессмертие.

Поэтому все остальное дается Клэптону очень легко. Вернемся в 1970 год. Устав от славы в Cream и Blind Faith, Клэптон решил собрать аккомпанирующий состав без звезд, и собрал. Клавишник Боб Уитлок, ударник Джим Гордон и басист Карл Радл были американцами, из сопровождающего соул-шоу “Делани и Бонни” аккомпанирующего состава, в Англии их никто знать не знал, правда, в группу еще пытался войти Джордж Харрисон, но это совсем другая история!

Зачем Клэптон вдруг решил бежать от славы? Чтоб играть по клубам в Лондоне, не ездить в туры и чаще видеть любимую женщину — Патти Бойд. Жену Джорджа Харрисона. Квартира в Лондоне, которую звукозаписывающая компания сняла для американской части группы, была местом свиданий Эрика и Патти.Она уже устала от восточной философии Джорджа и его измен, поэтому поддалась на страстные ухаживания Эрика. А уж это он умел. Весь альбом и его главная жемчужина — песня “Лейла” — посвящены Патти. И все знали об этом уже тогда, даже Джордж.

Эрик же был уверен, что он очень круто все замаскировал, сочинив песню по мотивам средневековой персидской истории про молодого человека, страдающего от безнадежной любви к прекрасной девушке, так сильно, что это сводит его с ума. Великий альбом и одна из величайших поп-песен в истории! Вот, как важно, когда нужная книжка попадется в нужные руки.

Eric Clapton

From the Cradle

1994

Лучше всего человек делает то, что больше всего любит. Вот и у Эрика Клэптона ни с чем не сравнимое чувство блюза. И традиционные вещи он делает даже вкуснее, чем старые негры. При этом всегда — с уважением и респектабельностью, которые нищим блюзменам и не снились. Никто не сделал для популяризации корневого блюза так много, как Эрик Клэптон. И этот его альбом — настоящий самородок. Чтобы познакомиться с черным блюзом и не обжечься — лучшего варианта и не придумаешь. Ну а для меня лично это музыка из той эпохи, когда в рестораны приходили со своими компактами и конкретно вот этот альбом Клэптона пользовался большой популярностью и уважением со стороны самых отмороженных клиентов самарского общепита 90-х. Это ж блюз, как может быть иначе?!

С днем рождения, Эрик! Здоровья и долгих лет!

  • 59
    Поделились

Оставьте комментарий