Наследие:

10 фактов к 90-летию «Великого Гэтсби»

10 апреля 2015

Francis Scott Fitzgerald (1896-1940), American nov

10 апреля 1925 года был издан «Великий Гэтсби» — великая книга, сломавшая судьбу своего автора и сделавшая его имя бессмертным. Самкульт подобрал несколько любопытных фактов из длинной истории шедевра.


«Для того, чтобы ваш Гэтсби был действительно Великим,» — писала знаменитая писательница Эдит Уортен Фицджеральду 8 апреля 1925 года: «вы должны были показать нам начало его карьеры (не с пеленок, но с его визита на яхту, если не раньше) вместо короткого резюме о ней. Это бы показало ситуацию Гэтсби и сделало его окончательную трагедию настоящей трагедией вместо заметки из утренних газет».
Но было уже слишком поздно. Когда Уортон писала письмо, тираж книги уже был отпечатан и ждал начала продаж. Ждал и сам писатель. Именно «Великий Гэтсби» был по замыслу Френсиса его настоящим большим произведением, в отличии от первых двух книг, слишком лекговесных и поверхностных по его мнению.

Zelda-and-F.-Scott-Fitzgerald

Так выглядели супруги Фицджеральды в 1927 году

1. Провал. Несмотря на великие ожидания и большую подготовку, «Гэтсби» провалился. Была продана всего 21 тысяча экземпляров, что было в два с половиной раза меньше, чем проданный тираж каждой из его первых двух книг! Для Фицджеральда, который вел образ жизни голливудской звезды, это был сильнейший удар. Книга не принесла желаемых доходов, а в тридцатые, после начала великой депрессии, о ней и вовсе забыли! Френсис Скотт до конца жизни очень переживал свою, как он считал неудачу, находя разные объяснения — плохое название, отсутствие привлекательного женского персонажа и провал у дамской аудитории и т.п. По жесточайшей иронии судьбы, роман начал становиться «великим» уже на следующий год после смерти Фица.

2. Гонорар. За «Гэтсби» писатель получил 3939$ аванса еще в 1923 году и еще 1981$ — уже после публикации. Для сравнения: максимальный гонорар за рассказ в это же время составлял у Фицджеральда ~4000 $ и написание рассказа занимало у писателя два-три дня. При этом амбиции Фицджеральда в отношении романа были так велики, что он отказался от 10 000 долларов за договор о продолжении романа, просто потому, что это могло задержать выход книги. За права на экранизацию книги Фицу заплатили в том же 1925 году целых 15 000$, именно эта разница в оплате и подтолкнула писателя к Голливуду.

4d5fe073b

Роман активно рекламировали, но это не помогло

3. Отзывы. Книга продается плохо, но зато отзывы прекрасные! — писал в 1925 году Фицу его агент. На самом деле, это тоже было не совсем правдой, хотя и принято считать что роман приняли «не очень». Да, в рецензиях упоминался и анекдот растянутый на сто страниц и просто содержались оскорбления в адрес автора, но это миф, что роман получил плохие отзывы — большинство крупнейших критиков сразу раскусили и оценили «Гэтсби». Так легко, так деликатно, так тонко — литературная лимонная меренга! Критики сразу же отметили и глубину и остроту, но… Фиц был в глубокой депрессии из-за продаж. Он рассчитывал, что продадут 75 тысяч, а продалось в четыре раза меньше, поэтому и в отзывах, и в рецензиях он искал негатив. У него вообще была репутация скандалиста.

4. Обложка. Отдельный шедевр, созданный испанским (по происхождению) художником Франсисом Кюгатом. Это такое американское ар-деко в своем позднем, надрывном изводе. Обложка появилась еще до романа, и так впечатлила Фицджеральда, что он «вписал» ее в книгу и сделал одним из основных образов произведения. Художник Кюгат сделал свыше 60 фильмов в Голливуде, был личным дизайнером Дугласа Фербенкса, но ничего великого более не создал.

Gatsby_1925_jacket

5. Название.  Было дано роману в последний момент, и потом уже Фиц хотел поменять его еще раз, но книга уже печаталась, и хорошо, что не успели. Потому что Фицджеральд хотел поменять название на патриотическое: «Под красным, синим и белым». Это цвета американского флага. До этого он хотел назвать роман «Вокруг мусора и миллионеров», «Гэтсби — Золотая шляпа», «Неистовый любовник» и «По дороге в Уэст Эгг». За неделю до публикации Фицджеральд выбрал название «Пир Тримальхиона», потом все-таки появился «Гэтсби», но уже после выхода романа Фицджеральд был уверен, что одна из причин провала — неправильный выбор названия.

6. Замок. У замка Гэтсби был реальный прообраз — замок «Бикон Тауэрс», построенный в 1917 году для Авы Бельмонт, бывшей до этого Авой Вандербильт. Это одна из самых известных и ярких американских женщин — мультимиллионерша и лидер суфражисток. Замок представлял из себя чистую фантазию на готическую тему с элементами испаских альказаров и стилизациями под изображения замков из средневековых манускриптов. В основном здании было шестьдесят комнат, а во всем комплексе — 140! Здание было снесено в 1945 году.

scan0015_3

Вид на «Бикон Тауэрс» с берега моря.

7. Классика. Френсис Скотт Фицджеральд умер в 1940 году, в бедности и забвении. Последние годы жизни он был уверен, что «Великий Гэтсби» — это его неудача и книга, уже забытая. В 1937 году он хотел подарить экземпляр своей любовнице Шейле Грэм, зашел в книжный магазин, потом в другой, третий. На полках не было ни одной его книги! Но уже через год после смерти Фица его «Гэтсби» начал свой путь к величию. В 1941 году был опубликован последний роман Фицджеральда — «Последний магнат» и переиздан «Гэтсби», и про книгу вспоминают. В том же 1941 году была создана ассоциация издателей, ответственная за поставки книг в американскую армию во время войны. Ассоциация со скрипом включила роман Фица в список рекомендованной для солдат литературы. И за время войны в американскую армию было отправлено свыше 150 000 «Гэтсби». Солдаты в окопах видели в главном герое свою надежду на красивую послевоенную жизнь, ведь Гэтсби тоже был ветераном. В 1949 году был снят уже второй фильм по «Гэтсби». В 1960 году роман официально признали классикой. Сейчас он занимает второе место среди величайших произведений американской литературы XX века. Фиц был бы доволен, узнав, что в день премьеры фильма Беза Лурмана было продано его книг больше чем за всю его жизнь. Он так хотел, чтобы продалось хотя бы 75 000 книг.

8. Кино. Образ Гэтсби увековечен не только в романе. Снято уже пять или шесть фильмов. Самый первый — еще в 1926 году. За него Фиц получил 13000 долларов, но с премьеры убежал, потому что фильм был чень поверхностный и слабый. Был потому что ни одной его копии до наших дней не дошло, только афиша и трейлер. Второй фильм был снят в 1949 году и тоже особой славы не снискал, а вот в третьем, снятом в 1974 году, Гэтсби сыграл Роберт Редфорд, сценарий сначала писал Трумен Капоте, а дописывал Френсис Форд Коппола, главную женскую роль сыграла Миа Фэрроу, и картина, конечно же, считается классикой. Кроме того, есть всем известный фильм с Леонардо ди Каприо и телесериал. Но и это не все!

Robert-Redford-The-Great-gatsby-1974

Роберт Редфорд в роли Гэтсби

9. Всё остальное. В 1999 году американский композитор Джон Хэрбисон написал оперу по произведению Фицджеральда, котрая была поставлена в Метрополитен-опера в Нью-Йорке. Уже после фильма с Лео появился американо-украинско-российский балет от 2014 года, поставленный хореографом Дуайтом Роденом с премьером Мариинского театра Денисом Матвиенко в главной роли. А еще по мотивам романа есть комикс в Южной Корее. Дело Гэтсби живет и побеждает!

10. Автор и герой. Когда хоронили Фицджеральда народу было немного и не обошлось без скандала. В своей прощальной речи, известная поэтесса, острословица и алкоголичка Дороти Паркер назвала покойного Фица «несчастным сукиным сыном». Она просто процитировала «Великого Гэтсби». И на могиле писателя слова оттуда же:  Так мы и пытаемся плыть вперед, борясь с течением, а оно все сносит и сносит наши суденышки обратно в прошлое.

Image-4

pNa

Оставьте комментарий