Мнения: ,

Короче, еще короче…

19 декабря 2016

 maxresdefault

Принцип экономии – один из главных двигателей процесса развития языка. В повседневной речевой практике мы все время пытаемся экономить усилия: сокращаем слова, фразы, предложения, нечетко произносим звуки в слабых позициях. Мы в состоянии выразить свое отношение к чему-либо одним только междометием и рассказать анекдот, варьируя корень одного слова. Мы почти инстинктивно отбрасываем второстепенные средства, без которых вполне можем обойтись при передаче смысла.

Компрессионная тенденция эволюции языка особенно интенсивно развивается в период информационного взрыва, когда количество информации постоянно возрастает в геометрической прогрессии и, соответственно, стремительно увеличивается скорость ее восприятия.

В разговорной речи появляется масса новых коротких слов, заменяющих собой целые выражения. Так, широко распространены в интернет-пространстве слова: тренажёрКа – спортивный зал с тренажерами или тренировка в нем; сувенирКа – сувенирная продукция с логотипами; личКа – личные сообщения в социальных сетях, доступные только данному пользователю: личная почта каждого форумчанина; пиши в личку. Процесс лексикализации в прошлом подарил нам такие привычные сегодня слова, как неотложка, молочка, прогрессивка и другие. Вторая важная причина появления таких слов – их подчеркнуто сниженная стилистическая окраска. Они специально предназначены для разговорно-бытовой сферы общения, где уютно себя чувствуют и такие «свойские» словечки, как видак, видос, видосик и многие подобные им.

По модели конверсионных существительных булочная, столовая, пирожковая сегодня образовались гамбургерная и еще более короткий вариант бургерная: Бургерные продолжают сыпаться на город как из ящика Пандоры.

Продолжают многочисленный ряд уже существующих усеченных лексем безнал от словосочетания «безналичный расчет» и вирт от «виртуальное общение». Активно создаются новые прилагательные: уходовые средства (для ухода), нюдовая помада кремового оттенка (от англ. nude).

Сложные слова также призваны экономить усилия говорящих: спортувлечение, экоаналог и экоантибиотик, сухоцветы (засушенные растения). В эмоционально-выразительных гибридных образованиях сталкиваются престижные заимствованные и разговорные русские слова: дизайн-барахолка, бьюти-ремесленники, фуд-городок.

Поколение миллениалов, отличающееся приверженностью к сетевому общению, активно вносит свою лепту в развитие лексического состава русского языка. Например, по аналогии с моделью спортсмен, супермен, афромен возникло популярное сейчас слово турникмен. Оно употребляется в двух значениях: «спортсмен, тренирующийся на уличном турнике» и «представитель молодежной субкультуры с определенной идеологической платформой».

На просторах Интернета появляется масса неологизмов, часть которых имеет шанс стать постоянными элементами русского языка, другая же часть безвозвратно уйдет. Многие модные сегодня слова естественно будут вытеснены другими, отвечающими запросам следующих поколений.

Что уйдет – что останется, как всегда, покажет время.

Татьяна РОМАНОВА

Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Самарского университета.

Опубликовано в издании «Свежая газета. Культура», № 20 (108) за 2016 год

pNa

Оставьте комментарий