Мнения: ,

Взгляд на «фотографическую губернию»

27 апреля 2016

Тарасова Светлана Путники

Екатерина Выровцева подводит итоги конкурса «Самарский взгляд 2015».

Самара фотографическая

Смотрите так же «Самарский взгляд 2015». Все лауреаты

Сопредседатель жюри конкурса «Самарский взгляд 2015» Владимир Вяткин несколько раз повторил, что Россия не визуальная страна, потому что литературная, где традиционно вербальный текст воспринимается как более важный и универсальный. Но уверенно и при абсолютной поддержке другого сопредседателя, Светланы Пожарской, сделал исключение нашему региону. Объяснение столь лестной оценки оказалось очень простым: есть школа, сложились традиции фотокружков, и, главное, есть уникальные люди – учителя, хранители этих традиций.

PG-0akwLDe8

Владимир Вяткин: «Но основной вопрос – «Зачем вам нужна фотография?». Если человек отвечает: «Я хочу снимать завтра лучше, чем снимаю сегодня и снимал вчера», – я перед ним становлюсь на колени. Стало быть, я не несу никакой ответственности за его трудоустройство, но то, что он снимать будет завтра лучше, чем сегодня, это однозначно».

Конкурсу уже семь лет, и интерес к нему только возрастает. Доказательства? Количество конкурсных работ – это раз, география участников – это два, представители разных поколений – это три. Именно самарцы – члены Фотообъединения областного Союза журналистов – не устают из года в год участвовать в конкурсе, работать в жюри, оформлять фотовыставку. Не устают учить и учиться. Так и должно быть – это же самарский взгляд.

Светлана Пожарская: «Без школы нельзя, без основы никуда. Вы переходите на новый уровень своего творчества, а этот фундамент остается в подкорке, он выплывает, когда нужно. Даже если вы уже зрелая личность и работаете свободно, обязательно опираетесь на основные понятия.

Внимательный взгляд Юлии Рубцовой направлен на героя нашего времени: это и космонавт, которому посчастливилось посмотреть на планету сверху вниз, и те, кто обеспечил ему такую уникальную возможность. Гордость.

Проницательный взгляд Николая Цветкова в работе «Последняя осень» нашел старый «умирающий» дом, который изысканно отражается в воде и в проеме разрушенного окна которого сидит красивая девушка. Очарование уродства.

Восхищенный взгляд на творцов, увлеченных своей работой, Юрия Михайлова превратился в фоторепортаж о сварке первого кузова новой марки автомобиля. Обыкновенное чудо.

Андрей Савельев в цикле «Бессмертный полк» сумел, с одной стороны, показать масштаб акции, запечатлев бесконечный поток людей с фотографиями своих родных, а с другой стороны – передать с помощью крупного плана пронзительность этого диалога наших современников с уже ушедшими героями-победителями. Память.

Ироничный взгляд студентки Кристины Тальянской разглядел разные способы отдыха на перемене в школе. Радость.

Ирина Цветкова: «В этом году действительно очень много хороших работ, представляю, как непросто пришлось нашему жюри. В этот раз приняло участие большое количество иногородних фотохудожников, что очень здорово, поскольку такая конкуренция будет хорошим стимулом для дальнейшего развития наших фотографов. И все же приятно отметить, что растет не только количество участников, но еще и профессиональный уровень самарских фотохудожников, ведь из 36 победителей все-таки 21 – наши земляки».

vbXczNux_zI

Владимир Вяткин относит фотографию к универсальным языкам шифрования, их всего два – еще, и прежде всего, музыка. Инструментов шифрования в фотографии (они же и способы выражения), наверное, не намного больше, чем нот, но настоящий профессионал умеет превратить их в образы, рождающие самые разные эмоции, ощущения, чувства. Не случайно Светлана Пожарская оценивает качество фотографии по тому, вызывает ли она желание писать стихи.

Что главное в фотографии?

Вечный вопрос – определение критериев оценки. Непросто определить их и в фототворчестве. Особенно сегодня, когда каждый купивший дорогую оптику уже считает себя фотографом и когда технологии предоставляют практически неограниченные возможности стать оригинальным автором.

«Одержимый неопикториалист», смело соединяющий с помощью оптических и стилистических приемов реализм и импрессионизм Вяткин и мастер сканографии ** Пожарская спорили о главном критерии. Он утверждал, что главное – законченность, она настаивала на недосказанности. Долгое путешествие по выставке, состоящей из 219 работ, позволило убедиться, что правы оба. Это если законченность понимать как гармонию, как завершенность композиции, как точное соотношение света и тени и т. п., то есть соблюдение законов, без которых разрушаются и жанр, и фотообраз. И, конечно, только недосказанность заставляет задержаться у фотоснимка, чтобы поразмышлять, вызывает ассоциации и такое важное для Светланы Пожарской желание творить.

Владимир Вяткин: «Главное отличие фотографии XXI века в том, что язык современной фотографии – это язык литературы, знаков, символов, метафор, музыки, хореографии, живописи. Вот когда вы сумеете все это переложить на язык фотографии, вам равных не будет. Но этому никто не учит, вообще».

На недосказанности построены фотоработы «Нелегалы» Андрея Тишина: как профессиональный оператор и режиссер монтажа он акцентирует внимание зрителя на деталях – глаза, ссадины на руках, – играя светом и тенью.

Победительница в номинации «Событие» Ольга Уварова тоже очень лаконично, через яркие детали, сумела передать настроение праздника – «Дня города».

Около фотографий Николая Рамазанова, тоже лауреата в этой номинации, невольно задерживаешься. Дилогия «В День Победы» – это целый рассказ о горьких воспоминаниях очень пожилой женщины, которая бережно несет один нарцисс к монументу с огромным списком погибших и закрывает лицо рукой, словно стесняясь своих слез в этот праздничный день. На снимке «Вознесение» этого автора законченность: маленький человек над огромным золотым куполом, обычный подъемный кран и торжественность полета создают прекрасный образ.

Светлана Пожарская: «В моей мастерской люди учились всего год. Я им говорила: «За год я вас не научу быть фотографами, но я вас научу быть талантливыми зрителями». Фотография начинается с сопереживания. Через год мы говорили на одном языке, они уже были моими коллегами. Я давала нетрадиционные задания. Например, хокку: дать визуальный перевод трем словосочетаниям. Но главное – быть личностью: ходить на хорошие фильмы, выключать телевизор, читать правильную литературу, думать».

Бесконечностью прочтений привлекает авторский цикл «Это все жизнь» Ирины Бойкиной. В кокетливой позе сидит около очень дряхлого дома женщина – то ли отдыхает, то ли спасается от духоты, то ли кого-то ждет, то ли грустит о прошлом. Движутся навстречу друг другу озорной ребенок и пожилая женщина, развешанное на веревке белье словно бы разделяет прошлое и будущее, оставаясь вечным символом семьи, дома, жизни.

Отточенная композиция фотографии «Отдых в тени» Марины Кейлиной позволяет понять, чем отличается взгляд фотохудожника: четкий рисунок тени от ветвей превращает фотографию в живописное произведение, в своеобразный ребус, который хочется непременно разгадать.

Работы номинации «Другая реальность» заставили вспомнить слова Владимира Вяткина: «Я учу говорить языком фотографии, философствовать, врать языком фотографии». На художественном вымысле, который, конечно, сродни обману, построены образы кукол – настоящей и ненастоящей – Елены Демидовой, черно-белого средневекового ужаса Николая Муханова, путешествия в прошлое Светланы Тарасовой (Калуга), хичкоковских птиц Дарьи Уткиной (Москва).

Оригинальностью авторского решения отличаются и фотографии в номинации «Природа», которые принято относить к жанру пейзажа. Например, Николай Федорин в черно-белых фотографиях серии построил «Зимние образы» на законченности геометрических фигур, созданных самой природой, и на бесконечности ассоциаций, связанных с этим временем года.

А работа Сергея Курочкина «Туман над островом» заставила вспомнить Антона Павловича, требовавшего тесноты слов и простора мыслей: по аналогии про эту фотографию захотелось сказать «минимум цвета – максимум чувства».

Для создания ярких запоминающихся образов «Дождя в городе» Владиславу Шерману хватило световых точек, отражений, фиксации движения капель.

Тема стоит дороже всего

Это еще один критерий оценки, определенный сопредседателями жюри конкурса. «Какое счастье иметь великолепный текст, чтобы снять историю. Но бывает и наоборот. Журналисты пишут по фотографиям тексты. В свое время и по моим работам писали очерки», – определил свою позицию Вяткин.

Пожарская прокомментировала ситуацию: «У нас в стране можно на пальцах одной руки перечислить фотографов, которые умеют снять так, что по их работам пишут тексты. Я, например, по некоторым работам Едыге Ниязова писала стихи. Таким же фотографом для меня является Георгий Колосов, и в его серии «Крестный ход» я вижу любовь».

На выставке участников «Самарского взгляда» я тоже нашла работы, по которым можно писать тексты.

Это, конечно, фотографии победителей – «Путники» Светланы Тарасовой (Калуга) и «Участники акции «Бессмертный полк» Татьяны Валько (Москва). В первой не просто бредущие по лужам человек и собака, а целая история одиночества и образ жизни как вечного пути в поисках самого необходимого, а также смысла, благополучия, счастья. Во второй история огромной страны и конкретной семьи, образ памяти.

По работам Дениса Куреева (Воронеж) можно писать и проблемные статьи, и памфлеты: он запечатлел детали, грустные и смешные одновременно: на стене развалюхи с обшарпанной надписью «нивермаг» висит красивый постер – реклама аграрного колледжа, зовущая в будущее. На основе фотографий номинации «Город» – Артемия Ломова (Москва), Владимира Пальчика (Санкт-Петербург), Александра Кряжева (Новосибирск), Андрея Романенко (Пушкино Московской области) – получатся интересные путевые зарисовки, а может быть, и очерки.

Основой для отличных спортивных репортажей могли бы стать фотографии номинации «Спорт»: о воле к победе через боль – «Спортиссимо» Сергея Курочкина и «Чемпионат Республики Алтай по кок-бору» Александра Кряжева (Новосибирск); о скорости и запредельных эмоциях – «Вместе» Натальи Шинкевич; о рождении в долгих тренировках красоты и гармонии – «Авторитет» Полины Дрожжиной и «Тренировка» Натальи Наточиной (Санкт-Петербург).

Некоторые фотографии – основа даже не для журналистских, а для художественных произведений. Игра с голубым цветом, образы моря, волн, дождя в серии «Предчувствие» Алены Кочетковой (Калуга) требуют лирических стихов. А вот жесткая, даже жестокая история о визите Деда Мороза с подарками к детям, живущим в ужасных условиях, в серии Светланы Маковеевой «Праздник должен быть у всех» ассоциировалась с произведениями Ф. М. Достоевского и В. Г. Короленко. Да, тема стоит дорого, но еще дороже талантливый взгляд фотографа, замечающего эти темы и превращающего их в фотофакты и в фотообразы.

***

Я поинтересовалась у Владимира Вяткина, не становится ли наша страна более визуальной. Он ответил: «Нет. Более визуальной Россию сделает отношение общества и власти. Фотографы нужны, когда нужно снять свадебку, портрет на паспорт, а когда ты снимаешь шедевры и тебе дают мировые награды, об этом даже не шепчут. Сделать хорошую фотографию намного сложнее, чем написать хорошие стихи и музыку, ведь в других видах искусства безграничное время. А фотография – это момент».

В Самаре уже не шепчут! И очень надеюсь, что именно такие инициативы Самарской областной организации Союза журналистов, такие конкурсы и такие выставки меняют отношение общества к фотографии и фотографу. Не потому ли к нам каждый год и приезжают такие мастера фотографии, как Владимир Вяткин и Светлана Пожарская?

Екатерина Выровцева 

Кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики Самарского университета, член Союза журналистов России.

Фотографии Никиты Аксиньина

* Сканография – самостоятельное и относительно новое направление в фотоискусстве, в основе которого создание пригодных для печати изображений с помощью планшетного сканера с CCD-матрицей.

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета», № 7 (95) за 2016 год

  • 5
    Shares

Оставьте комментарий