Архив: ,

Евгений Бугаев: русским художникам не хватает подлинности и связи с традицией

20 января 2015

pvG9zCkgJuE

21 января выставкой Евгения Бугаева начнет работу Средневолжское ГЦСИ. Евгений выставляется нечасто, его предыдущая выставка в Москве прошла в 2011 году, еще под псевдонимом Евгений Чертоплясов. Тогда же он ответил на большую анкету OPENSPACE.RU

ВАШ ПРОЕКТ НА «СТАРТЕ»

Опишите его в нескольких фразах
Pharmaconcert — это своего рода квазиредимейд: аудиоинсталляция, приписываемая неизвестному композитору Живокосту Окопнику.

Экспозиция состоит из трех частей: музыкальной, фармакологической и документальной, которые образуют систему концентрических смысловых оболочек, где в центре — пустота. Метафорически это выражается в портрете Живокоста Окопника, висящем в центре зала. Это кристаллически ясное воплощение призрачной бесплотности и эфемерности, присущих современному искусству.

На какую традицию вы опирались?
Это может показаться странным, но основной составляющей этой работы для меня был звук. Поэтому можно сказать, что я опирался на соответствующие традиции в области электроакустики, цифрового минимализма и микротональной музыки. Мне близки в этом смысле такие авторы, как Карл Михаэль фон Хауссвольф, Риодзи Икеда и Тэйлор Дюпри. Их произведения могли послужить неким толчком.

004_4986

Довольны ли тем, как реагировали на ваши работы на вернисаже?
Вполне.

Что вы еще делаете из того, что не вошло в эту выставку?
Готовлю издание серии произведений Окопника под общим названием «Корпускулярная музыка». Каждый альбом будет записан на 5-дюймовую дискету объемом в 1 Мб.

ВЫ

Сколько вам лет?
Двадцать шесть.

Где вы родились? А где живете сейчас?

Родился и живу в Самаре.

Если вы живете не в Москве, как часто вы туда приезжаете, для чего, надолго ли и на каком виде транспорта?
В Москве бываю довольно часто, но недолго. В основном приезжаю на свои выставки. Из средств передвижения предпочитаю корабль, однако приходится чаще всего ездить на поезде.

Вы бывали за границей?
Нет, не был. Хотелось бы поехать куда-то, где есть море, а еще лучше — океан.

Вы бы хотели поучиться за границей? Если да, то что вас останавливает?
Останавливает, пожалуй, то, что слишком многое предстоит сделать, а времени остается все меньше.

Какую книгу вы прочитали недавно? А какую перечитываете часто?
«Новая ассамблея химических философов» Клода д’Иже. Часто перечитываю «Справочник фельдшера» 1959 года издания.

Какой ваш любимый фильм? А какой заинтересовал вас недавно?
«Сердце из стекла» Вернера Херцога. Еще очень нравятся фильмы Евгения Юфита.

Вы художник. А может быть, кто-то еще (дизайнер, фотограф, архитектор…)?
Фотограф в первую очередь. В свое время занимался живописью, но в последние годы почти полностью перешел на фотографию, видео и sound-art. Фотография при этом, пожалуй, единственная область (кроме педагогики), где я могу выступать как квалифицированный специалист.

Вы получили какое-то художественное образование? Если да — зачем вы поступали учиться на художника?
Я по специальности «преподаватель изобразительного и декоративно-прикладного искусства». Считаю академическую школу в тех или иных формах абсолютно необходимой.

Пришлось ли вам в какой-то момент переучиваться на «современного художника» из художника «классического»? Когда и как, под чьим влиянием?
Дело в том, что стать «современным» художником я решил как бы в виде эксперимента, внутренне оставаясь при этом художником «классическим». В какой-то момент возникло ощущение, что можно использовать контемпоральный язык, чтобы говорить о «своем» — так и затянуло постепенно. Идея «Фармаконцерта» вообще возникла как шутка, я даже представить себе не мог, что она когда-нибудь реализуется.

004_4966

ПОЛИТИКА

Вы смотрите телевизор? Какие каналы?
Телевизора у меня нет с 1998 года.

Вы читаете какие-то новостные сайты или газеты? Только новости или комментарии тоже?
Читаю, конечно. Отовсюду хлещет такой поток информации, что совсем игнорировать его не удается. Но слишком стараюсь не углубляться. Репертуар «общества спектакля» не поражает разнообразием.

Вы следили за событиями в Египте?
Когда там началась вся эта катавасия, я уже был в Москве и занимался подготовкой выставки, поэтому всех деталей не знаю до сих пор.

Вы когда-нибудь были на политической манифестации? Что могло бы вас подвигнуть туда пойти?
Не был и не собираюсь. Не хочу быть пешкой в чужой игре, к тому же толпа всегда отвратительна, из кого бы она ни состояла.

Вы будете голосовать на выборах президента России?
Скорее всего, нет.

Вам жаль, что отменили вариант голосования «против всех»?
Есть поговорка: «потерявши голову, по волосам не плачут».

Вы когда-нибудь были в Мавзолее Ленина?
Нет.

Ощущаете ли вы какую-то связь с советским прошлым или это доисторическое время для вас?
Безусловно. Я абсолютно старорежимный человек, как меня назвал один московский критик, и все мои идеалы безусловно находятся в прошлом. При этом советское время — это своего рода потерянный Рай, с которым связаны самые яркие и чистые воспоминания.

ЭКОНОМИКА

На что вы живете?
С тех пор как меня с началом кризиса уволили из журнала «Город», зарабатывал только рекламными съемками, но это, конечно, небольшие деньги. В основном живу, сдавая одну из своих квартир. Рантье, одним словом.

Ваша жилищная проблема благополучно решена?
Да, см. выше.

У вас есть мастерская? Где вы работаете?
Мастерской очень не хватает, пока приходится довольствоваться компьютером.

Если не получается зарабатывать своим искусством, то вы бы предпочли 1) делать заказные околохудожественные работы (фотография, дизайн, сценография…) или 2) зарабатывать чем-то скорее далеким от искусства, но оставляющим свободное время: например, работать продавцом в книжном магазине?

Скорее — второе. Я на собственном опыте убедился, что подобный компромисс ведет лишь к рассеиванию творческой энергии.

Вы инвестируете в производство своих работ собственные деньги?
На фотографию я трачу почти все свои деньги.

Вы уже получали от кого-то спонсорскую и меценатскую помощь?

Нет.

Вы хоть раз продавали свои работы? Вы знаете, сколько они стоят?

Не продавал ни разу.

Найти свою галерею — это входит в ваши планы? Главным образом для чего вам это нужно?
Поживем — увидим.

004_4956

ИСКУССТВО

В каком медиуме вы работаете (живопись, фотография, перформанс, видео, инсталляция…)? А умеете — в каких?
Во всех перечисленных, кроме перформанса. Люблю в искусстве принцип отстраненности.

Вы себя причисляете к новой генерации художников? Если да, то о чем это поколение думает, что делает?
Скорее нет, чем да. Я почти не вижу у молодых художников чего-либо мне близкого.

Какая традиция в отечественном (или мировом) искусстве для этого поколения — или лично для вас — важна?
Для меня важнейшей является линия метафизического искусства, которую можно провести (через Джорджио де Кирико и Моранди) от раннего Ренессанса до наших дней.

Кто для вас сегодня авторитет на российской художественной сцене? А кто вас разочаровывает?
Франциско Инфантэ, например, авторитет.

Кто ваши любимые художники вообще — в мировом контексте?
Каспар Давид Фридрих, Морис Дени, Джорджио де Кирико, Михал Якабчиц, Иван Карпунов.

Есть ли какая-то группа, к которой вы принадлежите? На каких основаниях она существует? Как строится ее общение? Если такой группы нет, вы бы хотели, чтобы она была?
Группы нет, есть определенный круг людей, разделяющих мои идеи и мироощущение.

К чему искусство ближе — к науке, религии, поэзии, романному творчеству, политике?
Ни к чему из перечисленного.

Вам близко какое-нибудь классическое искусство? Какое? И почему?
Средневековая миниатюра, прерафаэлиты, французские символисты, русская пикториальная фотография — вообще любое искусство, в котором присутствуют Красота и Тайна.

Вы читаете тексты по художественной теории или истории искусства? Какой из них оказался для вас особенно важным?
Самое сильное влияние на меня оказали две книги, прочитанные в 13 лет: «Философия и искусство модернизма» Куликовой и «По ту сторону расцвета. Буржуазное общество: культура и идеология» Кукаркина. С тех пор читал много всего, но эти оказались в каком-то смысле определяющими.

А сами вы пишете о своем искусстве?
Приходится писать разные сопроводительные тексты к проектам.

Вы себя считаете российским или интернациональным художником?
Полагаю, что я именно российский художник.

Чего недостает российским художникам для того, чтобы быть наравне с западными?
Подлинности и связи с традицией.

ФАНТЫ

Концептуализм западный или московский?
И тот и другой.

«Медицинская герменевтика» или «Коллективные действия»?
«Медицинская герменевтика». Хотя бы из-за названия.

Белый куб галереи или работа в колоритном местном контексте?
Белый куб — наше всё.

Мейнстрим или альтернатива?
Ни то ни другое.

Сюрреалисты или дадаисты?
Сюрреалисты.

Шарль Розенталь или Николай Бучумов?
Конечно, Шарль Розенталь!

Джон Кейдж или Брайан Ино?
Живокост Окопник.

Александр (!) Шульгин или Теренс Маккенна?
Теренс Маккенна.

Филип Дик или Хантер Томпсон?
Хантер Томпсон, хотя апокалиптический пафос Филипа Дика мне близок.

Оригинал

pNa

Оставьте комментарий