События: ,

Только дилетанты могут сделать то, что профессионалы считают невозможным

15 октября 2016

1_rozhdennye-v-isaklah

Я из того поколения скептиков, которое упорно не хочет понимать, зачем свистеть в пуговицу, если человечество изобрело флейту. Конечно, в пуговице можно просверлить хоть 4, хоть 6, хоть 17 дырочек и научиться закрывать их в разных сочетаниях двумя пятернями, но флейта – это же так удобно…

По схожему сценарию складывалось у меня отношение к самодеятельному фольклору в целом, пока лет двадцать назад я не был выпихнут с редакционным заданием на праздник встречи весны в казахский аул, в Кинельский, кажется, район. И там убеленный сединами домбрист за какой-нибудь час сумел влюбить меня в свои проникновенные песни, так напоминавшие псалмы моих далеких предков.

В его пении было то настоящее, чего никогда не отыщешь в ряженых из ансамблей вопля и тряски с их напускным оптимизмом и фальшивым задором. Знание традиций и истории своего народа – это не только гордость за славные успехи, это и страдания за потери, которых никому не удалось избежать. Эта разнообразная палитра чувств и создает объем национальной культуры. Это то, что уже четвертый год я вижу и слышу на концертах губернского фестиваля самодеятельного народного творчества «Рожденные в сердце России».

Удивительно, что четверть века понадобилась для того, чтобы восстановить систему поддержки народного искусства, от которой в свое время страна с такой легкостью отказалась, абсолютно бездумно поведясь на иллюзорные идеи об унифицированной культуре, архаичности фольклора и художественном творчестве, которым занимаются или профессионалы, или те, кто не смог состояться в своей профессии.

Два поколения мы потеряли в боязни сохранить инструменты общественного воспитания, которое, по чьему-то разумению, «может стать трамплином реставрации политического режима». Понадобились колоссальные усилия ученых, деятелей культуры, чтобы при поддержке властей возродить форум самодеятельного творчества.

Трех лет оказалось достаточно для доказательства массового к нему интереса. Повсеместно возникающие коллективы, и детские в большом числе, полные залы на выступлениях артистов-любителей – тому свидетельство.

Медленно, но восстанавливаются связи между исследователями народной культуры и руководителями самодеятельных коллективов. Всё больше в репертуаре произведений, относящихся к фольклору малой родины исполнителей. Всё интереснее авторские работы, основу которых они составили.

Нынешний фестиваль – своего рода испытание для участников. Он посвящен Году российского кино. Как фольклорная компонента – базовая для «Рожденных…» – сможет взаимодействовать с заданной темой? Будем ли мы 47 раз «глядеть в озера синие» или фантазия участников подарит неожиданные творческие открытия? А кто, в конце концов, сказал, что должно быть легко?

Рассуждая о концертном фестивальном конкурсе, мы невольно на второй план отодвигаем выставку декоративно-прикладного искусства. Может быть, оттого, что в Самарском крае, издревле населенном кочевниками, нет народных промыслов и истоки творчества мастеров в профессиональных образах и техниках. Но внимательно наблюдая за процессами, происходящими в музеях и выставочных залах Самарской области, я совершенно неожиданно для себя обнаружил взрыв интереса галеристов к ДПИ. Ни один из них не прошел мимо. Что это как не свидетельство влияния фестиваля на приоритеты культурной политики?

Именно так: не только фестиваль есть продукт культурной стратегии, но и выбор направления развития культуры области корректируется под воздействием содержания фестивальных программ. Пусть так и будет.

Виктор Долонько

На фото Юлии РУБЦОВОЙ – самодеятельные танцоры из Исаклинского района в концерте-открытии IV Губернского фестиваля самодеятельного народного творчества «Рожденные в сердце России»

 Опубликовано в издании «Свежая газета. Культура», № 17 (105) за 2016 год

pNa

Оставьте комментарий