События: ,

Нежелательно-обязательная выставка

25 марта 2017

Соберитесь и обязательно сходите на выставку «Гуманитарная помощь и солидарность в Самаре в 1920-е годы». Это нужно видеть, об этом нужно знать!

Выставка посвящена помощи, которую оказывал шведский Красный Крест жителям Самарской губернии во время ужасающего голода 1921-23 годов. 40 шведов спасли 160 000 жизней. Спасли. А не погубили.

Выставка очень страшная. Каннибалы, полусъеденные трупы, опухшие от голода дети — ужас такой, что невозможно смотреть, но смотреть надо. Это было с нами, на нашей земле. Забыто, но найдено самарским историком Григорием Циденковым, исследования которого легли в основу этой экспозиции.

Выставка прекрасная. Про благородных людей, истинных аристократов и простых шведов, приехавших в эпицентр этого ужаса и самозабвенно, с риском для жизни, спасавших от голодной смерти наших предков. Сколько эти, спасенные люди, родили детей, внуков и правнуков, за прошедшие 95 лет? Наверное, больше миллиона человек — вполне сопоставимо и с населением Самарской области, и с населением Швеции.

Открытие выставки, прошедшее 23 марта, задумывалось шведской стороной, как центральное событие недели Швеции в Самарской губернии. На открытие прибыли не только посол Швеции и представители делегации Королевства, но и сотрудники посольства Чехии, тоже помогавшей нам в голод. И было очень странно и стыдно, что выставку практически проигнорировали самарские власти. Официальные СМИ не прислали съемочных групп, корреспонденты делали вид, что зашли случайно, ни одного официального представителя правительства или министерства культуры области на открытии выставки так и не появилось.

Днем губернатор Самарской области Николай Иванович Меркушкин встретился с послом Швеции Петером Эриксоном, а вечером, открытие выставки оказалось странным образом не замечено. Вежливые шведы никак не отреагировали на этот явный конфуз и нарушение протокола, но чувство неловкости все-таки возникло.

На открытии было многолюдно. Этой выставкой мощно открылась новая самарская галерея — “Формограмма”, хозяйка которой, Регина Дрозд, известна смелыми проектами в сфере современного искусства. Дизайн экспозиции разработал Дмитрий Храмов и его решение пространства выставки усиливает атмосферу ужаса и надежды. Это действительно нужно видеть. Чтобы понимать, что принесла в Россию революция. Чтобы помнить о том, как по-соседски, помогли нам шведы. Да-да, посол Швеции во время выступления запросто избежал пафоса и высокопарных рассуждений о гуманизме. Он подчеркнул и не раз, что шведы помогли русским, потому что мы — соседи. Вот как надо относится к соседям. И, конечно, от имени спасенных самарцев, публика пришедшая на открытие еще раз поблагодарила шведов за их неоценимую помощь, оказанную Самарской области.

4 000 тысячи спасенных жизней самарцев приходится на каждого сотрудника шведского Красного Креста.

Выставка работает до 30 марта. Вход бесплатный. Идти обязательно.

Из пресс-релиза выставки:

С декабря 1921 по август 1923 гг. во время страшного голода, охватившего нашу страну, в Самарской губернии, наряду с другими международными гуманитарными миссиями, работала экспедиция Шведского Красного Креста. Под руководством Шведского Красного Креста и при его частичном финансировании в Самаре и окрестных селах работали экспедиции организаций Красного Креста Нидерландов, Чехословакии и Эстонии. На пике своей работы, в июле 1922 года, Шведский Красный Крест и возглавляемые им организации ежедневно кормили более 160.000 жителей Самары и губернии. Шведский Красный Крест содержал и снабжал медикаментами несколько волостных и уездных больниц и центральную городскую больницу Самары. В нескольких уездных центрах были открыты детские дома для сирот. В Самаре работал детский дом, который полностью содержала за свой счет шведская провинция Остергётланд. Шведский Красный Крест содержал несколько складов и магазинов для помощи отдельным нуждающимся гражданам. Так, в клубе им. 1905 года была открыта столовая для преподавателей и работников Самарского университета, была оказана индивидуальная помощь представителям социально незащищенных слоев населения: духовенству, бывшим чиновникам, отставным военным. Для шести самарских школ были закуплены необходимые учебные принадлежности и организовано горячее питание учеников и учителей. Общее руководство, планирование и организацию логистики осуществлял руководитель Шведского Красного Креста принц Карл, родной брат короля Швеции Густава V. Шефом самарской экспедиции был назначен Эрик Экстранд, которого в сентябре 1922 года сменил Рихард Ульгрен. Шведы крайне ответственно подходили к своим обязанностям и не покидали своих постов несмотря на самые суровые и опасные условия, чем завоевали глубокую признательность простых самарцев и уважение губернских властей.

 

pNa

2 комментария к “Нежелательно-обязательная выставка

  1. «Это действительно нужно видеть. Чтобы понимать, что принесла в Россию революция». Насколько надо быть тёмным в истории Отечества, чтобы писать такое? Какая страсть к обману должна быть в душе, чтобы выводить Голод из 1917, а не из 1918, из Революции, а не из интервенции (Англия) и блокады (Швеция)? Надеюсь, что содержание выставки соответствует действительности 1921 — 1923 годов, в отличие от сей статьи!

    • Безусловно! Голод нужно выводить из 1918-го, а не из 1917-го! Ведь именно в 1918 Советское правительство подтвердило ПРОДРАЗВЁРСТКУ, а к 1920 включило в перечень сдаваемых продуктов практически всю с/х продукцию! Неурожайные годы бывали и раньше, но крестьяне (иногда не без помощи Государства) за счет своих запасов переживали эти периоды. Не буду углубляться в историю образования Советской власти (с которого года), лишь снова соглашусь: начало голода положено в 1918г! Кстати, интервенция и блокада — тоже заслуга Советской власти.

Оставьте комментарий