События: , ,

Фестиваль «КРОК»: проникновение в ощущения

16 октября 2017

 

Впервые в своей жизни на раскачанную творческой братией палубу фестиваля «Крок» я ступила ещё в 2010 году. Это был недолгий временный визит, когда фестивальный теплоход один-единственный раз за свою историю причалил в Самаре (так уж вышло, что его традиционные маршруты по России обычно пролегают выше Среднего Поволжья). Правда, за недолгое время стоянки я успела выгулять дружную компанию режиссёров-аниматоров в самарский Художественный музей, несмотря на то, что на дворе стоял вторник – традиционный музейный выходной. Но перед Юрием Норштейном, Александром Петровым и другими известными режиссёрами двери живописной галереи дружественно распахнулись…

Тогда я ещё не знала, что «заболею» этим фестивалем анимационного кино всерьёз и надолго. А теперь для меня уже и осень – не осень, если в ней нет путешествия на «кроковском» кораблике, который ежегодно собирает большую и симпатичную компанию создателей лучших анимационных фильмов.

В этом году уже 24-ый по счёту «Крок» стартовал 13 сентября торжественным открытием в московском Доме кино. Вечер отличился большим количеством радостных объятий и показом более полусотни серий (по минуте каждая) анимационного фильма «Самый маленький человек» аргентинского режиссёра Хуана Пабло Замареллы. Последнее собравшиеся выдержали с трудом – не по причине качества анимации (в этом смысле сериал был на высоте), а по причине количества серий – всё-таки 53 киноистории подряд, пусть даже весёлые и короткие – это перебор!..

А утром 14 сентября теплоход «Константин Симонов» с «грузом» участников и гостей фестиваля на борту отчалил из Северного порта Москвы, чтобы извилистым, но интересным маршрутом добраться до к 20 сентября до Санкт-Петербурга. По пути следования предстояли остановки в «золото-кольцовом» Угличе, вологодской деревне Горицы, карельской столице Петрозаводске, этнической деревне Мандроги и даже на монастырском острове Валаам.

Стоит заметить, что в этот раз селекционная комиссия «Крока» значительно облегчила задачу международному жюри фестиваля, выбрав из 972 заявок (54 страны) сто тридцать один фильм. В итоге стран-участниц «Крока» осталось 36. При этом, российские режиссёры-конкурсанты составили весьма солидную команду из 30 человек, хотя некоторые из них создавали свои фильмы на иностранных студиях — во Франции, Колумбии, Болгарии и Китае.

Но наш анимационный «почерк» узнаваем всегда и везде, поскольку обязательные элементы российских фильмов – это добрая ирония и достаточно светлый взгляд на окружающий мир. Отсюда и танцующие подъёмные краны Алексея Будовского, давно живущего в Боготе (фильм «Бруклинский бриз»), и забавно нарастающее «нагромождение» гэгов Алексея Алексеева (фильм «Охота», Франция).

Ранее, помнится, случались «Кроки», где конкурс доходил до трёхсот фильмов-участников, и охватить сознанием всю программу было делом нелёгким. Но и сотня с лишним анимационных лент – число достаточно солидное. И если у большинства «кроковцев» был выбор – ходить на просмотры или же согреваться солнцем и общением на верхней палубе, то членам жюри приходилось в полной мере приобщаться к анимационному искусству, оценивая и рождая в спорах итоги фестиваля.

По традиции, жюри «Крока» состояло из представителей пяти разных стран. В этот раз в него вошли киновед Станислав Сукненко (Украина) и четыре режиссёра – Екатерина Соколова (Россия), Кине Ауне (Норвегия), Суреш Эрият (Индия) и Рао Хейдметс (Эстония). И, пожалуй, объединяющей чертой этого многонационального жюри был душевный подход к оценке фильмов. Иначе говоря, лауреатов «выбирали» сердцем (кстати, забавно обыграв этот момент в видеоролике жюри, показанном на закрытии «Крока»). В итоге Гран-при фестиваля получила французская картина «Негативное пространство» (режиссёры Макс Портер и Ру Кувахата), где тема детской закомплексованности из-за строгого родительского воспитания была подана легко, изобретательно и с неожиданным юмором. Никакого надрыва и никаких моралите даже в финале, лишь «чёрная» шутка,  когда – пардон! – тело в гробу рассматривалось наравне с вещью в чемодане.

Вообще, если попробовать свести программу «Крока» к единому «знаменателю», то оказывается, что наиболее внятно в ней была обозначена тема «Жизнь через ощущения». Когда о значимых событиях и больших чувствах рассказывается не «в лоб», а словно по касательной. Про общее – через частное, про целое – через отдельные детали… Именно поэтому целый букет наград собрала картина из Швейцарии «Праздничный ветер» режиссёра Маржолен Перретен, рассказывающая о таком негромком событии, как фестиваль оркестров в небольшом посёлке. Изобразительно фильм решён достаточно скупо – почти эскизная графика, минимум цвета. И также невзначай поданы моменты сюжета – вот встретились два коллеги по оркестру и сели перекурить, вот кто-то из музыкантов решил перекусить хот-догом и случайно заляпал кетчупом парадный мундир… Но из всех этих эскизов и деталей рождается настолько внятная и близкая каждому история, что радость и удивление после просмотра ощущаются примерно в равной степени.

Особый, нешаблонный взгляд на взаимоотношения полов тоже нашёл своё воплощение в фестивальных фильмах – начиная от ленты «До любви» признанного мастера анимации Игоря Ковалёва (он получил приз имени Александра Татарского «За высший пилотаж») и заканчивая традиционным роликом, сделанным детьми фестиваля за время его проведения, который на этот раз назывался «Мужское и женское». Оказалось, что детский взгляд на гендерное кино совсем не ограничен рамками шаблонного мышления, поскольку «некоторые женщины тоже любят войну, а мужчины – романтику». И уже не в первый раз созданием детского фильма на «Кроке» руководила самарчанка Екатерина Куричева, которая возглавляет детскую киностудию «Печка» (вполне весомый повод для гордости!).

Помимо интереснейшей конкурсной программы, «Крок-2017» был отмечен множественными юбилейными датами. С одной стороны, это «события года»: 100-летие Фёдора Хитрука — создателя фильмов про Винни-Пуха и Бонифация, 85-летие Давида Черкасского, которому мы обязаны появлением таких любимых мультсериалов, как «Остров сокровищ» и «Приключения капитана Врунгеля», а также 60-летие «оскароносца» Александра Петрова.

С другой стороны, дни рождения целого ряда ветеранов «Крока» пришлись непосредственно на время проведения фестиваля, и участники весело и изобретательно поздравили и президента «Крока» Юрия Норштейна, и генерального директора Ирину Капличную, и известного киноведа Ларису Малюкову. В адрес каждого из именинников, помимо всего прочего, прозвучала популярная песенка из мультфильма «Про крокодила Гену», которая начинается словами «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам…». И, кстати, автор её текста, поэт Александр Тимофеевский, тоже был среди пассажиров «кроковского» теплохода. Такой уж это фестиваль – что ни гость, то знаменитость!..

***
Из Послания Почётного Президента МКФ «Крок» Юрия Борисовича Норштейна

Невольный вопрос к себе и другим – что значительного произошло за год? Что мы накопили, что растеряли? Где проснулись, и чего стоят наши разговоры и мечтания, какой же мы хотим видеть мультипликацию? И ещё целый ряд вопросов.

Сам «Крок» – праздник, и потому восславим всех, кто в течение года кропотливо работал над его приближением и реальным осуществлением. Уже пятками чувствуя под ногами палубу 24-го «Крока», улетаешь мыслью вперёд с пожеланием всем нам доплыть до 25-го юбилейного. Вообще, в который раз говоришь себе: в фестивальных годовщинах есть нечто от лицейского братства и фестиваль – наш общий стол, за которым поместятся все, кто плывёт и кто с нами в наших душах. И это есть самое главное.

Что тебе помогает выживать в смутное время – это взгляд друга или подруги, это строка, которая охватывает тебя золотом осени, шумом дождя, ветра, горячего глинтвейна, это голос Тумели с подстроенным к нему дробным перебором балалайки, воспламенённой пальцами и стопкой, это грассирующая улыбка Алика (Алик Шпилюк, директор кинопрограмм и кинопоказа МКФ «Крок» – прим.ред.) – наш «флаг корабля», это нависший строгий профиль нашей И.К. (Ирина Капличная, генеральный директор МКФ «Крок»  – прим.ред ) над съёжившимся под её взглядом безупречным оргкомитетом (известный кинокадр из «Ивана Грозного»), это, это, это… и так далее – можно заполнять бесконечно.

Конечно, вспомним тех, кого не досчитаем «на нашей перекличке». Не придет наш сердечный друг, наш словесный эквилибрист, раскатавший и разделивший свою душу на части и частички, каждая из которых наше достояние, наш общий и личный праздник. Этот грустный человек сделал самый народный мультфильм. Выпьем в память о нашем Назарове – Эдварде, Эдике, Еде и ЭдуардВасиличе.

Мы вспомним и другие имена, другие даты.

В этом году сто лет (не представляю) нашему единственному на всех Хитруку – Фёдору Савельевичу, Савёлычу, Сальеричу (так называл его Назаров за его постоянную жажду анализа). Мы всегда жили в предощущении его фильмов. И мы точно знали, что распахнётся экран и мы увидим небывалое, потому что автор небывалый. Он нас одарил открытиями и наше дело не быть ленивыми, но мыслью и чувством проходить его фильмы, как прилежные ученики скрипом пера, обмокнутого в чернила, а не в «три дэ». Марать бумагу, пальцы, наморщивать лоб в постижении Хитруковских темпоритмов и помнить, что Хитрук был дебоширом в искусстве и ослепительным в застолье. Вообще-то, одно должно быть продолжением другого.

Ещё одно столетие – Иосиф Боярский, неунывающий оптимист. Даже если в парной вместо горячей подадут холодную воду, он всё равно скажет: «Ах, хорошо!». Но кто же ему ответит? Конечно же, наш Давид Яныч Черкасский. Он скажет следующее: «Ося! Ну что тебе хорошо? Тебе (далее оборот из рассказа Боярского типа «встретил твою маму и сделал всё, что надо») тебе воды холодной нальют и тебе уже хорошо!».

Уверен, что к 85-ти у тебя, Додик, не отсырели творческие патроны, порох сухой, и ты, по-прежнему, стоишь у берега под ветром, откинув голову, что-то высматривая там, за горизонтом. Давид, приезжай, тебя не хватает. По такому случаю на фестиваль будут направлены красотки окуривать экран твоих фильмов.

Что же ещё произошло? Полагаю, что во всём мире дела с авторской анимацией обстоят гораздо хуже, чем нам бы хотелось. Возрождения общекультурного, художественного, умственного пока не предвидится. Подробнее готов говорить в любом интервью. В связи с происходящим желаю коллегам мультипликаторам: читайте, слушайте, смотрите – наше спасение в возвышении мысли сердца и ума. Погружение в пространство культуры требует усилий. Не ловитесь на успех через технологию. Она только приближает наше одиночество. Как одушевляюще вновь услышать скрип и шорох карандаша по кальке; и пусть ветер ворошит листы рисунков, и пусть играют на них солнечные лучи, размолотые горстями листьев на качающихся деревах. Всё же необходимо будущий фильм обонять, слышать ноздрями. Глаголы слышать и чуять разные по корням, но едины в русско-украинском значении. Мы богаты взаимными словарными прививками, а она, прививка, спасает иногда от тяжёлых заболеваний. Будем же следовать простым житейским правилам.

Ура, наш «Крок», так выпьем за него!*

*Не отмечаю позаимствованные у Пушкина, Маяковского и Мандельштама некоторые интонации, читающий разберётся без подсказки, за отдельный налив расшифрую.

Ваш Юрий Норштейн


Алёна Самсонова

Фотографии автора и Алексея Юшенкова

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре», № 16 (124), 2017, Октябрь

pNa

Оставьте комментарий