События: ,

Парижские страсти в Сызрани

15 октября 2017

 

Сызранский драматический театр имени Алексея Толстого открыл 99-й сезон. Подготовку к будущему 100-летию театра городские власти совместно с руководством театра начали загодя.

Уже в октябре Театр Наций проведет в Сызрани творческую лабораторию современной драматургии. Запланирована активная гастрольная деятельность. К юбилею будет издана книга, создан фильм. Идет работа по подготовке межрегионального театрального фестиваля. На 100-летие театра будут приглашены гости со всей России, в том числе и режиссеры, работавшие в разные годы на сызранской сцене.

Перед открытием сезона в верхнем фойе театра состоялся импровизированный митинг под девизом «Театральный сезон: 100 минус 1». В духе революционного 1918 года публику приветствовали влившиеся в труппу накануне сезона молодые артисты во главе с главным режиссером Олегом Шаховым. Здесь же был торжественно открыт бюст Алексея Толстого, созданный Альбертом Чаркиным. В зале переаншлаг.

Пьесу Клода Манье «БЛЭЗ» принято считать чуть ли не образцом совмещения комедии положений с комедией нравов. Комические приемы, ежеминутные недоразумения, события, разворачивающиеся в быстром темпе, сконструированы автором так, что даже самый хмурый зритель будет смеяться. Философских размышлений в тексте пьесы нет. Не потому ли в начале девяностых «Блэз» в нашей стране ставили в десятках театров и антреприз? Мегахитом была постановка в Московском театре имени Пушкина. В Самарском театре драмы спектакль шел под названием «Сниму квартиру в Париже».

В Сызранском драматическом любят ставить комедии. Как бы ни воспринимали это театроведы, менталитет публики в небольших городах таков, что зритель в большинстве своем приходит в театр отдохнуть. Вопрос в том, как, какими средствами и приемами развлекать публику. И надо ли это делать столь мощно и часто?..

Олег Шахов умеет работать с комедийными текстами. Чувство вкуса режиссеру практически не изменяет. В случае с «Блэзом» – шутка к шутке, гэг к гэгу, музыкальный номер к музыкальному номеру – все выстроено четко, внятно, понятно. Публика реагирует. Лиризм комедии сменяется откровенным фарсом, балансирующим в своем эротизме на грани допустимого. Публика реагирует с еще большим восторгом. В финале звучат не аплодисменты, а овация. Спектакль, без сомнения, станет популярным, кассовым, востребованным и в Сызрани, и на гастрольных площадках.

Анатолий Карпов (Блэз) и Анастасия Землянская (Мари). Лирический дуэт этих молодых артистов сложился и переходит из одной постановки Олега Шахова в другую: «Ханума», «Пощечина», «Блэз». Карпов и Землянская играют с удовольствием, на кураже. Имеют успех у публики. Так же, как признанный мастер фарсовых ситуаций Любовь Сазонова (Мадам Карлье), Владимир Калялин (Клебер Карлье), Татьяна Леднева (Лаура Карлье). В первом действии семейство Карлье выглядит троицей бессловесных истуканов, а во втором – словно на бенефисе – зажигает по полной! Вишенками в этом торте яркой театральности стали Ольга Дроздова в образе страстной испанки Пепиты, Татьяна Костюнина (манекенщица Женевьев) и Татьяна Дымова (хозяйка квартиры Ариан). Второго актерского состава нет, что говорит о четком выборе режиссера.

Два с лишним часа сценического действия пролетели бы незаметно, да сбивки в темпоритме. Несколько прямолинейны как броские отбивки на выходы и входы персонажей музыкальные фразы из мировых хитов. Но при этом техасский мотив «Дуэли ковбоев» в несколько секунд раскрывает образ принцессы-замухрышки Мари (музыкальное оформление – Сергей Павлов).

Сценография Анны Митко на первый взгляд проста, а на второй – изящна. Квартира, которую снимает молодой художник Блэз, помещена в основание Эйфелевой башни. Яркие разноцветные огни на башне иллюстрируют любовную тематику, а костюмы героев – фарсовую природу сюжета.

Сызранский театр не играет комедию нравов, не высмеивает в сатирическом ключе стремление к наживе и выгоде. «Блэз» заявлен театром в жанре «французской комедии 16+». Так оно и есть. От души повеселившись, публика уходит, обсуждая увиденное. Качественно сделанная комедия в активе театра есть. Что дальше?

Александр ИГНАШОВ

*Кандидат филологических наук, член Союза писателей России, член Союза журналистов России, «Золотое перо губернии».

Фото Елены ДЕМИДОВОЙ

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре», № 16 (124), 2017, Октябрь

pNa

Оставьте комментарий