С Костей Лукиным мы знакомы лет сорок, а визуально и того больше. Он всегда в центре внимания. Всегда непричесываемо независим.
Фотография: легендарная куйбышевская дискотека «Удачный звук».
Его невозможно принудить к холодной вежливости, если визави делает или говорит что-то, с чем Константин категорически не согласен. И при этом в возрасте, когда особое значение начинаешь придавать «круглым» датам, он вполне успешно руководит радиохолдингом, а значит, соблюдает кодекс предпринимателя в стране, где к успешным людям относятся в лучшем случае без приязни.
— Сейчас твой холдинг состоит из двух радиостанций: «Радио-Самара-Максимум» и «Шансон»…
— Нет, был «Шансон». Теперь мы он него отказались.
— Честно скажу: это большой подарок всему культурному сообществу. Что же стало причиной?
— Резкое падение рейтинга. Когда мы 16 лет назад начинали, «Шансон» был на первом месте в Самаре, но сейчас… Даже говорить неприятно.
— Меня это очень радует.
— А нас не очень. Особенно когда поступления от рекламы падают, а плата за франшизу остается прежней. Убытки. И дело не в изменении вкусов самарской публики. Головную радиостанцию с корнями купил один очень богатый человек, и «Шансон» стал исполнять песни его собственного сочинения. Он настолько богат, что его совсем не волнуют экономические показатели деятельности радиостанции, значительно важнее собственный имидж. Как автора музыкальных сочинений.
— Честолюбие победило.
— На мой взгляд, да, но это мое оценочное суждение.
— И «Шансона» теперь не будет, а будет?..
— «Такси FM» (101,0 FM). Только с транспортным средством радио это ничего общего не имеет. Формат «комфортное радио» — из мелодий, которые приятно слушать, в такси в том числе. Это Челентано, Пугачева, Лариса Мондрус, Макаревич — подбор выполнен таким образом, чтобы человек не испытывал неудобства при прослушивании. Нет явного предпочтения какого-то одного музыкального направления.
— Не отберет ли «Такси» часть аудитории у «Самара-Максимум»?
— Нет, если на «Такси» и будет рок-музыка, то 1-2 %, что ситуации не изменит.
— На чьи плечи ляжет эфир?
— Формат предполагает минимум слов: джинглы радиостанции, пробки на дорогах, погода и очень краткие новости. Диджеи и не требуются: песни хорошо знакомы, под них предаешься ностальгическим воспоминаниям. И даже для тех, кто их слышит впервые, комментарии не нужны: песни — качественный образец популярной музыки.
— И интерактива не будет?
— Будет. Но интерактив, например, подразумевает программу по заявкам или ток-шоу со «звездой». Формат «комфортного радио» очень гибок, и договор с московским вещателем подразумевает большое число «окон».
— На твоих радиостанциях особенное отношение к новостям: ты «новостивяков» не балуешь излишним временем. Какие новости будут в «Такси»?
— Прежде всего, новости культуры, музыки.
— Повлекут ли изменения в составе холдинга переформатирование «Радио-Самара-Максимум»?
— Нет, изменения были сделаны два года назад. Я обнаружил, что радиостанция буксует, стал переслушивать огромный архив рока за пятьдесят лет — тысячи альбомов (!), и в итоге получилась концепция «Самара-Максимум», в которой не отдано преимущества никакому из периодов: и классика, и новые композиции — еженедельно. Рок-станции, как правило, сегментированы, ориентированы на музыку какого-то одного десятилетия.
Фотография: куйбышевские хиппи 70-х.
«Где музыка, плохого быть не может», — писал великий Сервантес. Где рок, плохого быть не может тоже. У нас в реестре — 10 000 названий, при том, что на радиостанции их обычно 1 500–2 000 (из-за чего частая повторяемость и недовольство постоянных слушателей). Одна вещь появляется у нас в эфире не чаще двух раз в месяц. После перехода на новый формат «Самара-Максимум» за один месяц подросла на пять пунктов в рейтинге. Ого! Значит, правильной дорогой идем. И сейчас в категории «25–50 лет» рок-станция обогнала в Самарской области «Шансон».
Я не голословен. Подключитесь к нашей частоте во время утренних конкурсов — слушатели в эфире практически без пауз. Во время ток-шоу в эфир региональной станции вопросы от жителей Перми, Владивостока, с Украины: нас слушают в Интернете.
Кстати, мы с тобой говорим только о роке, но уже третье десятилетие на нашей частоте авторская программа Игоря Вощинина «Вот вам джаз».
— Мы говорим исключительно о музыке, но ты всегда был очень социально активным. И в твоем любимом роке социальная компонента в приоритете, и, когда «Самара-Максимум» зарождалась, на ваших волнах звучали и «Голос Америки», и «Радио Свобода». Почему вы ушли с этого поля?
— Если ты говоришь о ретрансляции западных программ, то это не мы ушли, а они ушли в России с FM-диапазона в 2007 году. Если ты имеешь в виду социально значимые программы, то у нас в сетке программа «Ясность» Димы Сорокина, основная тема которой — формирование нравственных ценностей; совместная с РПЦ программа «Сретенье»; прямые эфиры с администрацией Самары, которая ежедневно отчитывается перед горожанами о проделанной работе; «Водительские среды» с ГИБДД. Да и в музыкальных программах социальной направленности уделяется значительное место. Например, в программе «Русский час» об отечественном роке. Благотворительностью занимаемся…
— Это event`ы. Сейчас о них продолжим. А от политики в чистом виде ты, похоже, устал.
— Не устал, и в новостях она присутствует. Ежедневно.
— Извини, перебил. Событийная сторона радиостанции включает…
— …традиционные новогодние елки для детей из малообеспеченных семей и из детских домов, фестиваль «Распусти свои клеши» в Струковском саду. Поддерживаем акцию «Благородство» Ассоциации творческих союзов области. Осуществляем информационную поддержку театра «Самарская площадь», «Битлз-ассоциации». Сейчас заняты подготовкой к весеннему фестивалю «Макси-рок», приуроченному к 25-летию «Самара-Максимум». С участием самарских групп и звезды: имя пока раскрывать не буду. Планируем провести его 13 мая у «Ладьи». Если «Ладья» закроется на ремонт — на площади перед Музеем Алабина или на открытой площадке в Струковском.
— Раз ты заговорил о самарском роке, назови пятерку.
— Пожалуйста. «Психический Бэнд», «Станционный смотритель», «Клиника 63», «Макс Хвостов бэнд». Вот еще группа, название на языке вертится, они Led Zeppelin играли…
White Dental Clinic — это новая самарская стоматология. Мы предлагаем следующие услуги: консультация и диагностика, имплантация зубов, виниры, ортодонтия, лечение и протезирование зубов. Адрес клиники: Самара, ул. Садовая, д. 137, этаж 3
— А инди?
— И инди играют, но ты спрашиваешь о моих предпочтениях, а это блюз-рок и рок.
— Смотри, в Интернет вы интегрировались, в off line тоже — при посредстве всех этих событий. Нет планов интегрироваться в «телевизор»?
— Нет, телевидением я наелся [Лукин в начале 90-х руководил телеканалом СТС в Самаре. — В. Д.]. Не хочу, не люблю, ненавижу.
— А в печатные СМИ?
— С появлением Интернета у них нет перспективы, не в обиду вашей газете. Я уж лучше продолжу заниматься разработкой новых радиопрограмм и форматов. Мне это нравится.
— Ты всегда очень чутко реагируешь на изменения слушательского интереса, оставаясь при этом в «зоне» рока и популярной музыки и предвидя грядущие перемены. Скажи, в Самаре никогда не появится радиостанция, на которой звучала бы классическая музыка? «Орфей», например?
— Мы живем в материальном мире, и денег спонсоров на такой проект не найти. Это единственная проблема. Получить частоту можно, найти под такую программу «диджея», лектора, создать коллекцию записей — без проблем. И для этого не нужен никакой московский вещатель.
— Если власть захочет…
— …и примет политическое решение, то такое радио можно запустить в самые кратчайшие сроки. Финансовые средства нужны не очень большие. Ситуация, аналогичная запуску телеканала «Культура»: рейтинг 2 %, но без этого информационного канала эффективное развитие культуры, развитие «человеческого капитала» невозможны.
В эти дни у Константина Георгиевича Лукина — очередная круглая дата. Редакция газеты поздравляет его с уверенностью, что от его новаций мы еще не один раз вздрогнем. Во всех хороших смыслах, разумеется.