События: ,

Народное искусство и его новая жизнь

11 марта 2017

В Музее Алабина промелькнула выставка декоративно-прикладного творчества и ремесел в рамках IV Губернского фестиваля самодеятельного народного творчества «РОЖДЕННЫЕ В СЕРДЦЕ РОССИИ».

Как бывший в прошлом сотрудник областного Дома народного творчества, я всегда с неизменным интересом посещаю такие выставки и невольно сравниваю с тем, как это было в СССР. Экспозиция второй год подряд запоминается профессиональным подходом к подаче материала. Чередование деревянных и текстильных плоскостей стен, объединенных орнаментальным фризом, построение и оформление интерьерных уголков — все располагает к легкому восприятию выставки.

Больше стало народных художественных ремесел Самарской области. Есть новые, но представлены также те, что были популярными в конце ХХ века.

Выделяются самарская филейно-гипюрная вышивка Л. Карпеевой, М. Посеряевой, фриволите А. Кузьминой, В. Новичковой, Н. Петрушиной, Л. Капишниковой и коклюшечное кружево А. Орзаевой, О. Милаевой.

Популярны во все времена техники вышивки крестом и гладью. Широко представлено вязание крючком, по-прежнему актуальны техники лоскутного шитья, любопытны панно, оформленные декором из лент, Т. Ванюшиной, Ю. Митроусовой. Достойно представлена такая технология, которую можно зачастую видеть на выставках профессиональных художников, как батики, в исполнении Е. Борисовой, М. Карьгиной, М. Строгановой и других мастериц.

В свое время на выставках была широко распространена аппликация соломкой. Сейчас ее стало меньше, интересны панно в исполнении Л. Жуковой и Л. Ризаевой.

А вот новое: вышивки по бели, которые представили М. Завьялова и Н. Хайруллина, свидетельствуют о вдумчивом отношении к наследию прошлого. Старинная русская техника жемчужного и бисерного шитья. Сажают жемчуг на настил, который прокладывают тонким хлопчатобумажным шнуром белого цвета вдоль всего рисунка. Часто такой настил называют «бель».

Точно так же вызывают интерес ранее в СССР не выставлявшиеся гайтаны. В эпоху религиозной толерантности они становятся событиями выставок и примечательны разнообразными приемами декорирования. Гайтан изначально — шнурок для креста, они могли быть тканные из ниток, плоские бисерные, круглые бисерные, серебряные цепи. На бисерных гайтанах в основном носили иконки и образки. Интересен гайтан с русским орнаментом О. Комковой.

К традиционным народным художественным ремеслам Самарской губернии относится плетение из лозы. Панно, сумки, вазы, лукошки, корзинки и санки представили А. Сорокин, С. Ларина, А. Андреев, М. Мандругин. Особым обаянием отличаются садовые скульптуры, сплетенные из ивового прута, мастера А. Митрофанова. Это собака лайка, медведь, кошка и кот.

Большим разнообразием отличаются формы различных гончарных изделий, интересные образцы художественной керамики представил А. Богданов. В общей массе это кувшины, горшки, корчаги, чесночницы, бутыли. У И. Учаева — бутылки-куклы.

Всегда на выставке любопытно рассматривать образцы глиняной игрушки. Восточным колоритом отличаются композиции «Верблюды», «Ковер» А. Джумаевой. Хороши глиняные свистульки В. Федюниной «Пестравское раздолье». Всегда в экспозиции разыскиваю жанровые композиции на тему «Свадьбы в Малиновке», «Белого солнца пустыни» И. Соловьевой. Столько в них юмора, веселья.

Среди традиционных материалов достойное место занимает дерево. Это не только плетение, но и традиционная резьба. Хороша «Тройка» Н. Лыткина, композиция Ю. Старостина «По щучьему велению». Функциональная составляющая присуща ложкам А. Лысенко, набору черпаков Ю. Ильмендерова, ковшу Р. Усманова, заколке «Орхидея» В. Топорова, чайному набору В. Жукова, шкатулкам А. Журавлева и В. Афанасьева, прялкам К. Кайсина и А. Пашкина. Интересны «Теремок» И. Пономаренко, птицы счастья П. Егорова. Но особенно запомнилось ажурное резное трюмо А. Невежина. Это грандиозное сооружение в псевдобарочном стиле, украшенное силуэтами купидонов по всей поверхности, оставляет впечатление филигранного изделия.

Дерево не только выпиливают и покрывают резьбой. Его еще и расписывают. Интересна шкатулка — ларец «Самарский модерн» О. Тюриной. Запоминаются шкатулки Н. Томаровой, фигурки М. Егоровой, матрешки В. Каменевой, Н. Коврижных, лошадка Х. Хайдарова. И. Ким роспись по дереву посвятила мотивам чувашской вышивки. Хороши панно «Сказочные красавицы» Е. Мурадовой с изображением красавиц из известных мультфильмов.

Следующий благородный материал, который любят обрабатывать народные мастера, — металл. Чаще выполняют функциональные вещи: набор для камина Ю. Ястребова, набор для камина и подсвечники С. Корнеева, хорош стилизованный велосипед А. Шамина.

Отдельно хотелось бы отметить большое разнообразие экспонатов, посвященных ткачеству, народному костюму и технике валяния. Тканые женские и мужские пояса представили Т. Иголкина и Л. Курсова. К ним прилегают кушаки В. Бабаева. Мастер И. Коршунова представила текстильную дорожку, В. Валиахметова — ковер и дорожки. А. Камалетдинова — молитвенный коврик «намазлык», Л. Надежина выткала «Ковер счастья», Ж. Редькова — ковровый триптих «Настроение».

О. Павлова создала чувашский костюм, Г. Трошанова — чувашский передник, М. Остроушко — русский головной убор повойник, Н. Хайрулина — женский костюм. Украшением экспозиции стала коллекция фолк-костюмов «самарчанка».

Мастерица Г. Воробьева работает сразу в нескольких техниках: ткачества и валяния. Большой популярностью сегодня у мастериц пользуется техника валяния войлока. И такие мастера, как С. Клюшина, Н. Князева и Т. Скляр, смогли удивить своими замечательными образцами одежды — шляпами, палантинами, валенками, костюмами. Вкус, чувство цвета, оригинальные решения, добротность и основательность в исполнении — все достойно характеризует этих художников.

В технике валяния создана не только одежда, но и сувениры Л. Дмитриевой, О. Красновой, Л. Телятниковой, Ю. Пушкарева.

Отдельный раздел выставки занимает народная и авторская кукла. У О. Кузнецовой — куклы в костюмах Самарской и Нижегородской губерний, у А. Пантелеевой — народные игровые куклы, у Л. Шерстобитовой — обрядовые куклы.

В создании авторской куклы отличились С. Зайцева («Клоун»), О. Федюшина («Девочки на санках»), Е. Емельдяжева («Подружки»), С. Иринева («Наталья Гончарова»). Оказалась интересной авторская кукла Т. Губиной на тему известной картины Жана Этьена Лиотара «Шоколадница».

Раздел декоративно-прикладного искусства также богат украшениями. В основном это бисероплетение в исполнении Н. Кайсиной (комплект «Славянский»), В. Ивановой («Праздник Пасхи»), Д. Уколовой («Браслет», «Колье»), браслеты и колье И. Яковлевой, А. Иваевой.

В свое время на выставках экспонировались бисерные изделия М. Ухиной, но в этот раз она отличилась художественной обработкой кожи в триптихе «Сундук моей бабушки».

«Выставка — символические кинопробы для предметов, достойных стать антуражем киносказки в лучших традициях отечественного кинематографа».

Хорошо, достойно сделана экспозиция. Даже этикетки дополнены стилизованным орнаментом. Хорошо, что в рамках фестиваля на базе выставки проходили мастер-классы по многим видам традиционного и современного декоративно-прикладного творчества.

Валентина ЧЕРНОВА
Член Ассоциации искусствоведов России, член Союза художников России

Фото Владимира ЛАВРЕНТЬЕВА

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре»,
№№ 4 (112), 2017, Март

  • 16
    Поделились

Оставьте комментарий