События: ,

Зимний дождь – вовремя как никогда

9 марта 2017

Фестиваль «ПЛАСТИЛИНОВЫЙ ДОЖДЬ» одноименный театр проводит в Струковском саду в последние выходные августа. Праздник уличных коллективов давно стал одним из самых любимых для самарцев. Но каждый раз к веселью примешивается нотка грусти, потому что его приход знаменует собой окончание лета. Организаторы могли и не догадываться, что февральский фестиваль станет для зрителей не только большой радостью среди суровой зимы, но и напоминанием о том, что скоро весна.

Музыкальная, детская, съедобная…

50 коллективов из разных городов России откликнулись на призыв «Пластилинового дождя» и согласились, что ждать следующей встречи целый год — слишком долго. Собравшиеся под гостеприимным кровом ТЦ «Аврора-молл» поделились на несколько площадок. Вокруг музыкальной сцены собралось много молодежи, готовой шесть часов подряд двигаться в ритме джаза, боссановы, рока, эстрадных хитов и оригинальных новинок в исполнении коллективов со всей страны.

Детская площадка стала приютом для пришедших с детьми — здесь им рассказывали интересные истории про Ежика и Медвежонка, Печного Зайца и волшебство зимней сказки.

На малой площадке можно было научиться танцевать, петь, играть на барабанах. Здесь же прошли мастер-классы по моноциклу и даже бокингу — виду экстремального спорта, в котором используются специальные пружинящие ходули — джамперы.

Мастер-классы, позволяющие обогатиться не новыми навыками, а вполне осязаемыми предметами, привлекали маленьких посетителей и подростков. Юные кокетки потом выделялись на общем фоне зонтиками, выполненными в стиле steampunk (направление научной фантастики, моделирующее цивилизацию, в совершенстве освоившую механику и технологии паровых машин).

Ресторанная аллея традиционно поражала обилием экзотических деликатесов и фитнес-блюд (если так питаться все время, пожалуй, и впрямь станешь здоровым) и радушием продавцов.

По всему лабиринту, где были разбросаны площадки фестиваля, стояли и сидели постоянные обитатели «Пластилинового дождя» — странные фигуры диковинных существ, одетые в мешковину. Отдыхая между номерами на главной сцене, можно было любоваться, как матери фотографируют детей, поочередно ставя их на талисманы фестиваля, а потом снимая оттуда.

Публики было много. Помимо тех, кто шел целенаправленно на «Дождь», были и такие, кто просто «шел мимо и споткнулся». У последних было преимущество: они могли посмотреть, порадоваться и уйти. А вот стоять шесть часов подряд, постепенно прощаясь с надеждой когда-нибудь вернуть былую подвижность рукам и ногам, было нелегко. Но, конечно, оно того стоило.

В ожидании Винченцо

Тульский театр «Эрмитаж» показал спектакль Mama Miа. Пятеро итальянок в светлых одеждах, с выбеленными лицами и «прическами», напоминающими то ли мочалку, то ли облачко на голове, искали некоего Винченцо. В процессе поиска они заставили публику вспомнить весь набор итальянских слов, знакомых русскоязычному населению: «форте» и «пиано», «уно-дуэ-трэ» — самарские рогацци уже почти поверили в то, что говорят на языке Боккаччо. Припозднившийся Винченцо лихо взял инициативу в свои крепкие мужские руки. Правда, его попытки призвать к порядку куриный квинтет успехом так и не увенчались, но это никого не огорчило.

Псевдоитальянцы вместе с самарскими зрителями пели, танцевали, жонглировали, прыгали через скакалку и беспрестанно смеялись. Контрастное сочетание внешней белизны античных статуй и экспрессивного поведения артистов помогло театру из Тулы сделать открытие зимнего фестиваля ярким и неординарным. Сократив дистанцию между собой и публикой, «Эрмитаж» даже припорошил мукой зрителей. Это была первая ласточка, за которой последовало…

Грязное дело

Танцевальный проект «PLЯSKI», постоянный участник «Пластилинового дождя», представил премьеру — «Вкусное воспоминание». Публика, не привыкшая к такому явлению искусства, как современный танец, наблюдала за поиском новых форм внимательно, но слегка настороженно. Недоумение сменилось весельем, когда в рамках «приготовления пирога» пятеро танцовщиц высыпали на себя по пачке муки и принялись старательно развозить ее по полу.

Отдельным номером, не заявленным в программе, стала уборка «следов искусства» женщиной с грустным лицом, которое выражением напоминало ластик из мультфильма про карандаш и стерку.

Жизнь чудачества полна

Московский гость клоун Коха оказался нашим земляком — он родился в Куйбышеве, но ни разу не выступал у нас в городе. Дебют сложился удачно. Весь арсенал профессии был налицо: грим, мешковатое клетчатое пальто, ботинки с большими круглыми носами. Явив чудеса циркового мастерства, при помощи одной только веревки он рассказал ряд историй, превращая ее последовательно в очки и рогатку, в кисть и краски, цветок и самокат, микрофон и еще десяток предметов.

Стоящие взрослые восхищенно аплодировали и авторитетно шушукались: «Такого у нас нигде нет: ни на Ленинградской, ни на набережной. А в Европе — на каждом углу». Дети, сидящие по периметру сцены, просто безостановочно хохотали. Наверное, сидя смешнее.

Самые болтливые мимы России

Культурную столицу на главной сцене представляли «Заслуженные мимы России». Две очаровательные девушки, загримированные под клоунов, выпрямляли собравшимся карму, заговаривали на замужество и приманивали деньги. Видимо, в силу гендерной специфики они болтали без умолку, являя собой очень странных мимов, но очень смешных клоунов.

Пугающий ветер

Хозяева фестиваля представили перформанс «Равновесие ветра». Красавицы на ходулях театра «Пластилиновый дождь» в очередной раз привели публику в изумление номером на грани хоррора.

Артистки не просто танцевали и забрасывали ноги вверх, они с пугающей скоростью низвергались вниз, садились на шпагат и при помощи друг друга вставали обратно. Это вызывало страх не только за сохранность их органов, но, учитывая ограниченность пространства, за публику. Наверное, красота привлекает еще сильнее, если в ней есть нечто пугающее. Эта история об одиночестве, мечте и стремлении ввысь, думаю, запомнится надолго.

Луна нужнее солнца

Были на главной площадке и другие ходулисты — московские Art-history Amigo со спектаклем «Однажды в Венеции». Был и гармонично вписавшийся в стиль стимпанк столичный театр Pololo со спектаклем «Крылья Икара» — романтичной истории о любви двух подростков и общей мечте о полете. Были живые скульптуры, акробаты, жонглеры… Кого только не было!

И, несмотря на то, что летний фестиваль более масштабный, удобный и теплый, может быть, зрителям, одетым в лыжные штаны, «Пластилиновый дождь» нужнее, чем изнеженным солнцем отдыхающим в шортах? Хорошо, что выбирать нам не надо: мы с удовольствием насладились зимним дождем, а теперь будем ждать летний.

Маргарита ПЕТРОВА
Театральный критик, член Союза журналистов России

Фото Екатерины ЕЛИЗАРОВОЙ

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре»,
№№ 4 (112), 2017, Март

Оставьте комментарий