Наследие: ,

Театральная муза

8 марта 2017

Заслуженная артистка России ЛИДИЯ ДЫМОВА «без пафоса, в рабочем режиме» отметила 80-летие. Актриса Сызранского драматического театра имени А. Н. Толстого, почетный гражданин города, лауреат городской премии «Признание» и премии губернатора в области культуры и искусства, областной общественной акции «Народное признание», премии «За честь и достоинство в профессии» губернского конкурса «Самарская театральная муза»…

Сейчас, когда я постоянно бываю в Сызрани, изучаю архивные материалы, общаюсь с людьми театра, смотрю спектакли, Лидия Георгиевна стала едва ли не главной помощницей при написании книги об истории Сызранского театра. Еще больше сблизила нас работа в жюри «Самарской театральной музы».

Родилась она в Самаре, в одном роддоме с будущим мужем, но на четыре года позже, чем он. В детстве они жили по соседству, там, где Арцыбушевская пересекается с Льва Толстого. Ходили в Дом пионеров: он — в драмкружок, она — на бальные танцы. И ни разу не встретились!

Лида Уханова была влюблена в театр. Зимой выбегала из дома на улицу в нарядном платье и, смешавшись с публикой, проскакивала в Театр юного зрителя. Ухановы жили бедно, денег на театральные билеты не было.

После школы получила профессию мастера по пошиву верхней одежды. Увидела объявление о первом наборе в студию при драмтеатре, прошла конкурс. Андрей Дымов учился в группе Владимира Галицкого, Лида Уханова — у Петра Монастырского. В спектакле Монастырского «Дело Артамоновых» студенты были заняты в массовке. После триумфального показа в Москве на сцене Кремлевского театра руководство студии приняло решение на полгода сократить срок их обучения.

— Он ловелас был, ни одной девушке прохода не давал, — рассказывает Лидия Георгиевна о романе с Андреем Дымовым. — С руками ко всем лез, а я этого не любила. Так он мне арии петь начал, которых наслушался в детстве. А я ему: «Уходи! Не надо мне петь!» И что вы думаете? Он меня утанцевал!«

Так Лидия Уханова стала Лидией Дымовой.

В 1960 году, по окончании студии, Петр Монастырский предложил Дымовым стать актерами Куйбышевского театра драмы. Но по совету Зои Чекмасовой они поехали в Сызрань, где сразу начали играть главные роли. Рождение дочери. Ощущение, что где-то лучше, чем здесь, и через два года Дымовы уехали в Гомель. Там у них была тетка, мечтавшая помочь в воспитании Тани. Четыре года в Гомеле, потом шесть лет в Алма-Ате. В Красноярске Лидия за год сыграла три большие роли. Поработали они и в Куйбышеве, в театре драмы. Затем был Саратовский театр. Был и конфликт, после которого Дымовы ушли из театра. Казалось, навсегда.

Андрей Дмитриевич начал работать в Бюро пропаганды при Союзе кинематографистов, Лидия Георгиевна — в отделе писем «Волжского комсомольца». Жить без театра она не могла, руководила детским драмкружком в ДК «Звезда».

В 1978 году Сызранский театр гастролировал в Тольятти. Там они и пересеклись вновь. Режиссер Александр Ривман твердил ей: «Лидочка! Лидочка!» И Дымова вернулась в Сызрань. Ей нужен был этот театр! И этот режиссер! Через год в Сызранский театр вернулся и Дымов. Так этот город и этот театр стали для них второй родиной.

Вспоминаю рассказ Татьяны о том, как в три года она впервые вышла на сцену в Ровно, в финале спектакля «Женский монастырь». Должна была просто стоять на сцене. Но заиграл оркестр, и рванула вперед, начала танцевать. Кстати, в Сызранский театр ее с мужем приглашали сразу после Казанского театрального училища, но Татьяна не решилась работать вместе с родителями. Потом были Самарский ТЮЗ и театр в городе Советске. Сын остался в Сызрани… И они вернулись. Дом, семья, театр. Актерская династия Дымовых стала частью истории театральной Сызрани.

— Я никогда не мечтала о какой-то конкретной роли, — задумавшись, произносит Лидия Георгиевна. — Люблю разные жанры. В театре я ученица системы Станиславского и двух режиссеров — Монастырского и Ривмана.

Александр ИГНАШОВ
Кандидат филологических наук, член Союза писателей России, член Союза журналистов России, художественный руководитель Студии телевизионного кино.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре»,
№№ 4 (112), 2017, Март

  • 1
    Поделиться

Оставьте комментарий