Самарский художественный музей открыл юбилейный год выставкой из цикла «ГРАНИ XX ВЕКА». Представлено 88 произведений оригинальной отечественной графики, исполненных в технике карандаша, акварели, гуаши.
Почему юбилей открывают образцы не живописи, а графики? Это важно: сегодня оригинальная графика, наконец, верно оценена знатоками искусства.
Графика в наши дни включает множество тиражных техник, среди них — жикле (эксклюзивные цифровые художественные репродукции произведений, по качеству исполнения и цветопередачи не уступающие оригиналу).
Произведение оригинальной графики — это уникальное и неповторимое произведение искусства на бумаге. Существует магия фона белого листа бумаги, да и богатство материалов для нанесения рисунка делает этот вид искусства притягательным.
Ранее коллекционеры обходили графику стороной, ленясь соблюдать условия экспонирования — только два месяца в году на свету. Пугали и условия хранения произведений — не допускать повышенной влажности и пересыхания бумаги. Теперь, с развитием новых технологий, бумага не желтеет от солнечного света, а акварельная краска не выцветает.
Вячеслав Кантор — новости из жизни международного общественного деятеля, предпринимателя и филантропа на livejournal.com
Экспозицию открывают произведения мастеров Серебряного века. Интерес к этому времени активно демонстрируют многие музеи страны и коллекционеры. Не случайно летом в Музее Модерна была показана выставка маленьких шедевров русской графики из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Экспозиция состояла лишь из произведений художников, входивших в объединение «Мир искусства».
Именно художники этого объединения способствовали расцвету отечественной графики. Интеллектуалы, эстеты, посвятившие свое творчество служению Красоте. Они жили в эпоху символизма, служили красоте и мечтали изменить жизнь красотой. Поиски красоты и преображение увиденного и лично прочувствованного толкали художников на многие эксперименты и открытия. Они обратились к оформлению театральных спектаклей и возвели это ремесло в ранг высокого искусства.
Они первыми открыли своеобразную красоту городских пейзажей. В Мраморном зале СХМ представлены образцы этого жанра. В городских пейзажах А. Бенуа, М. Добужинского, Г. Лукомского, А. Остроумовой-Лебедевой проявилось романтическое отношение к старине: Павловск, Великий Новгород, Версаль, Львов…
Расцвеченная лазурными всполохами на небе и бирюзовыми купами деревьев, кустарников, небольшая гуашь А. Головина «В парке» допустимо связана с работой над оформлением оперы Глюка «Орфей и Эвридика», запечатленной зыбкой средой работа близка стилистике символизма.
Достойным украшением выставки стала большая акварель В. Васнецова «Единоборство Пересвета с Челубеем» (1914). Работа призывала к возрождению патриотического духа русского народа в годы Первой мировой войны. Сюжет картины — поединок русского и ордынского богатырей перед войсками на Куликовом поле — впоследствии получил широкое распространение в реалистической живописи XX века.
Практически вся высокая культура украшения книги в XX веке в СССР идет от мирискусников. Именно работа над оформлением книг и журналов способствовала развитию мирискусниками множества графических техник: акварели, перового рисунка, цветного карандаша, туши, гуаши, пастели, чернил. На выставке как раз можно увидеть акварель А. Бенуа «Германн у подъезда графини. Иллюстрация к III главе драмы „Пиковая дама“ А. С. Пушкина» (1910).
Мирискусники открыли и воплотили внутренний мир ребенка, потому так интересен «Портрет дочери художника И. Б. Кустодиевой» работы мирискусника Б. Кустодиева в технике карандашного рисунка и сангины.
Привлекает портрет «Курской крестьянки» с использованием акварели, гуаши кисти З. Серебряковой. Не лишенный декоративности, образ крестьянки полон чувства собственного достоинства, умиротворения и некоторой застенчивости.
Мастера Серебряного века сделали жанр портрета невероятно разнообразным. Это автопортреты, портреты детей, близких людей. Запоминается «Портрет жены художника» Б. Кустодиева в технике акварели, коричневого карандаша, сангины.
В эпоху модерна искусство сделало фигуру артиста культовой. Впервые достигает невероятных высот театральный портрет — портрет артиста либо в роли, либо в театральном костюме, либо в состоянии вдохновения. В таком состоянии запечатлел выразительный женский профиль на орнаментальном фоне скульптор Н. Андреев: «Портрет артистки С. А. Хованской».
Интересен блок, посвященный знаменитой коллекции графики русского авангарда. Прежде всего, выделяются работы уроженца Самары Н. Попова, который вместе с московскими художниками Г. Ряжским и С. Адливанкиным организовал в родном городе Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС): конструктивистские листы «Скрипач» и «Эскиз плаката для театра «Бим-Бом» (1920), где формы фигур собраны из неких конструктов — модулей, популярных тогда среди левых художников.
Мастера русского авангарда представлены самобытными произведениями оригинальной графики. Среди них — «Архитектурная композиция» А. Лентулова, в которой лихо, в архитектуре московских храмов, запечатлен узор русского лоскутного одеяла. Запоминаются «Фантастическая композиция» М. Ле Дантю с кубофутуристическими элементами на восточную тему и решенный в стилистике футуризма карандашный набросок пейзажа с проносящимся поездом П. Кончаловского.
Дух новой, революционной эпохи, ниспровергающей прошлое, воплотила «амазонка авангарда» А. Экстер в экстравагантном эскизе костюма Меркуцио к спектаклю по пьесе Шекспира «Ромео и Джульетта» в постановке А. Таирова.
Советская графика 1920–1930-х гг., развиваясь в рамках требований соцреализма, воплотила дух героической борьбы народа за построение нового общества, его стремление к «светлому будущему». Музей хранит рисунки выдающегося советского художника А. Дейнеки, сцены рабочего труда — «На откатке», «Завод». В свободное время Дейнека занимался спортом и посвятил ему множество произведений, насыщенных скоростью, динамикой: «Физкультура», «Футбол»… Дейнека входил в Общество станковистов (ОСТ), объединение стилистически схожее с немецким экспрессионизмом.
В то же время «ахрровцы» — члены Ассоциации художников революционной России Н. Шестопалов, И. Горюшкин-Сорокопудов, — продолжая традиции передвижничества, провозгласили возврат к реализму предшествующего времени.
Графика времен Великой Отечественной войны носила репортажный характер, часто художники были свидетелями событий, происходивших в тылу и на фронте. О беспокойной атмосфере московского военного быта говорят акварели Т. Ереминой «В метро», «Тревога», написанные в 1942 году.
На акварелях А. Романова — руины Пулково, сделанные в освобожденном от фашистов Ленинграде. Акварели М. Бобышова запечатлели Салют Победы в Москве и Ленинграде в сорок пятом году на фоне темно-синего неба.
Графика 50-х годов ХХ века представлена работой Р. Гершаника, увековечившего тип нового героя: «Портрет новатора производства, лауреата Сталинской премии В. Хрисановой» (1951).
На выставке показаны графические работы куйбышевских художников-«шестидесятников» — Б. Филипченко, Б. Эрбштейна; «семидесятников» — А. Песигина, Н. Бикулова, В. Бакумова.
Отдельно представлена графика российского андеграунда: сотканный из линий, исполненный фломастером «Портрет О. М. Асеевой» (1966) талантливого художника с трагической судьбой А. Зверева, гуаши В. Рухмалева «Писатель Э. Т. А. Гофман».
Экспрессивные графические листы Э. Белютина «Портрет человека в очках» и «Три женщины» являются частью большого наследия художника, которое передала самарскому музею вдова художника, историк искусства Н. Молева.
Завершают экспозицию выставки исполненные в 2000-е гг. графические работы самарца В. Сухова, и москвички Л. Вороновой, художников очень разных, но близких лапидарностью графического языка.
Собрание графики ХХ века складывалось на протяжении всего столетия, оно растет благодаря дарам многих художников России, целенаправленной деятельности музейных сотрудников.