События: , ,

Я в Суриа-Муриа уеду

26 ноября 2018

Своими сказками про волшебную страну Суриа-Муриа, фьорды и Святого Петра самартовский Пер Гюнт потешил столичного театрального зрителя. В начале ноября Самарский ТЮЗ принял участие в I Всероссийском фестивале-форуме «Артмиграция — детям».

Фестиваль «Артмиграция», придуманный Союзом театральных деятелей РФ, идет в Москве с 2013 года. И всегда это собрание спектаклей молодых режиссеров, которые осуществили постановки за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. В этом году в столице впервые прошла «Артмиграция — детям» — фестиваль, в задачу которого вошло представление в Москве лучших спектаклей из регионов, поставленных молодыми режиссерами для детей и подростков. Из 80 заявок экспертный совет отобрал шесть наиболее ярких и интересных спектаклей, которые и составили фестивальную программу.

«Артмиграция» — фестиваль неконкурсный: места и награды здесь не распределяются. Получается, что первое место среди театров регионов страны получили именно 6 участников нового фестиваля: в БТК (Санкт-Петербург), СамАрте, городском драматическом театре «Поиск» (Лесосибирск), Няганском ТЮЗе, «Новом театре» (Воронеж) и тольяттинском «Колесе» были поставлены лучшие спектакли последних нескольких лет для детей и молодежи. Театры эти вошли в шестерку лучших благодаря молодым режиссерам, которые и стали главными героями феста. Любопытно, что трое из них — Артем Устинов, Иван Пачин и Женя Беркович — участники самартовской лаборатории «Молодая режиссура. Спектакль для маленьких» разных лет.

Устинов на «Артмиграции» представил сразу две работы: самарский спектакль «Пер Гюнт» и няганский «Научи меня летать». Пачин (в СамАрте он делал эскиз по современной пьесе о войне «Бах-Бах-Бах») выпустил в питерском «Большом театре кукол» тонкий, лиричный, ироничный спектакль по книге А. Нанетти «Мой дедушка был вишней». Женя Беркович, известная самарскому зрителю по спектаклю «Сторожевая собачка» в СамАрте, поставила в «Колесе» «Отрочество» Л. Н. Толстого — драму столкновения подростковых фантазий с враждебным взрослым миром.

Жизнь всех спектаклей складывается по-разному. Бывает так: состоялась премьера, аплодирует зритель, проходят год, два, пять — и постановка теряется где-то в репертуаре, артисты выходят на сцену «с холодным носом». Бывает, что уж скрывать. У «Пера Гюнта» в СамАрте — иное. В 2014 году на «Золотой репке» Артем Устинов показывает эскиз по Ибсену. Вердикт критиков и зрителей единогласный: делать из прекрасного эскиза репертуарную постановку и ставить в афишу СамАрта. Возможность выпустить спектакль у театра появляется только в 2017-м. К этому времени в Москву переезжают исполнители главных ролей (Пера и Мас Мона репетировали несколько лет Святослав Альшанов и Александр Сидоров). Недавний выпускник Саратовской консерватории, новичок труппы СамАрта Ярослав Тимофеев удачно играет премьеру, а Алексей Кондрашев (Мас Мон) даже получает за «Пера Гюнта» премию «Лучшая роль молодого актера в драматическом театре» на региональном конкурсе «Самарская театральная муза».

«Точность человеческого жеста и реакции, внедренные в тело большой и по-философски сложной истории, делают „Пера Гюнта“ Артема Устинова не только высказыванием, но и живым театром, пробующим открыть текст Ибсена сегодня, сейчас и лично, вне наезженной колеи», — об актуализации Ибсена писала после показа в сентябре 2017-го на «Золотой репке» столичная критика. Затем «Пер Гюнт» вошел в программу местного фестиваля «Волжские театральные сезоны», и важный разбор спектакля с точки зрения мифологии и фольклора провела театровед, фольклорист Анна Некрылова (Санкт-Петербург).

«Меня поразило сочетание эпического рассказа, руны с ее метрикой и совершенно особым скандинавским гекзаметром с ритмом современного речитатива, рэпом. Удачное сочетание. У вас в спектакле — потрясающие мифологемы: путь, сон как особое состояние и прием, ложка, пуговица. Всё это очень правильно».

Спектакль живет, и значимым для режиссера, артистов и театра было приглашение «Пера Гюнта» на фестиваль в столицу. В театральном центре «На Страстном» самартовцы репетировали и играли в дни осенних школьных каникул. Показ на «Артмиграции» был волнительным, но прошел с большим успехом у зрительного зала. На обсуждении спектакля зрители благодарили артистов и режиссера, задавали вопросы про осовременивание Ибсена, необычные инструменты, отсутствие музыки Грига, музыкальное оформление Арсения Плаксина и Сергея Бережного. Поддержать ребят в Театральный центр СТД пришли первые исполнители Святослав Альшанов и Александр Сидоров. Посмотрел работу своего ученика Артема Устинова и худрук МХТ Сергей Женовач. Видеоверсию спектакля, созданную на фестивале «Артмиграция — детям», в скором времени покажет телеканал «Театр».

Алексей Гончаренко, театральный критик: Мне кажется, это интересная театральная работа для подростков, для старших школьников. Так придуман этот спектакль, так увидена эта сложнейшая пьеса, написанная Ибсеном 140 лет назад, что этим сегодняшним ребятам себя посмотреть можно у Ибсена. Они смогут ответить на многие вопросы. Важные темы («быть самим собой» и т. д.) интересно выглядят визуально. Это спектакль, который позволяет поговорить. Пьесу, конечно, читали и перечитывали последний раз только те, кто в театральном учился, сегодня на обсуждении никто не сравнивал сам текст Ибсена и текст спектакля. А здесь очень важно, что у Устинова сразу понятно, кто кому кем приходится, как взаимодействуют персонажи. Сюжет есть, он четкий, удивительно, как в два часа сценического времени укладывается эта махина Ибсена.

Светлана, зритель: Спектакль получился интересным не только для подростков, для молодежи, а для всех возрастов. Каждый для себя что-то услышит. Спасибо всем актерам, спектакль действительно смотрится на одном дыхании, спасибо за интересно подобранный музыкальный фон, за безусловный талант артистов, которые не только вообще хорошо играют, но и хорошо играют на музыкальных инструментах.

Татьяна Александровна, зритель: Я как педагог и как ребенок, которого в детстве водили на скучные классические спектакли, рада за сегодняшнюю молодежь, для которой делают такие свежие, яркие, молодежные, такие настоящие спектакли. Даже на материале классики. Спасибо!

Михаил Бартенев, член экспертного совета фестиваля: Нам поступило 80 заявок. И среди этого вала хотелось просто рассмотреть талант. Очень удивило количество молодых режиссеров. Долгое время путем лабораторий мы пытались притащить режиссеров в детский театр, потому что им казалось, что это не уровень. Мы затягивали их в новый театр, не в тот, к которому они привыкли с детства, что в советское время называлось «театром детской радости». Детской печали в жизни гораздо больше, чем детской радости. С моей точки зрения, детство — это легкое заболевание, а подростковый возраст — это какая-то тяжелая болезнь, которую надо пережить, без потерь из этого выйти. Важно помогать, разговаривать с подростком. Все спектакли фестиваля — светлые. И все из отобранных нами спектаклей — о взрослении.

Елена ПОЛЗИКОВА

Фото автора

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 15 ноября 2018 года,
№№ 17 (146)

pNa

Оставьте комментарий