События: ,

Рождество — семейный праздник

26 ноября 2018

Традиционный литературный сюжет: на Рождество собирается вся семья — родители, дети, близкие родственники. Однако — и это тоже вполне в духе литературной традиции — рождественская встреча оборачивается вовсе не милым патриархальным воссоединением семьи, а ссорами и выяснением отношений. А если это не просто дом, а королевский замок, то семейные дрязги перерастают в большую политику.

Последняя премьера Академической драмы — «Лев зимой» Джеймса Голдмена, одна из самых репертуарных пьес середины 1960-х годов, поставленная во многих театрах мира, дважды экранизированная. Ее главные герои — Генри II, основоположник английской королевской династии Плантагенетов, и его супруга Элинор Аквитанская. Он — один из самых могущественных королей XII века, умный, коварный, блестящий политик и храбрый воин. Она — богатейшая женщина Европы, красивая, образованная, утонченная, что не помешало ей вести войны, затевать заговоры и долгие годы бороться против собственного мужа, за что он больше 10 лет держал ее под замком, позволяя покинуть заточение лишь на Рождество.

Спектакль об одном таком Рождестве, когда в замке, кроме короля и королевы, собрались трое их сыновей — Ричард Львиное Сердце (Алексей Егоршин), Джефри (Артур Ягубов, вернувшийся на самарскую сцену) и Джон (Максим Горюшкин), французская принцесса Элис (Виолетта Шулакова), предназначенная в жены Ричарду, и ее брат, французский король Филипп (Игорь Новиков), приехавший с визитом. Каждый из них имеет довольно серьезные политические цели, которые, как всегда в политике, не совпадают с целями других. И хотя, как положено на Рождество, украшается ветками остролиста дом, готовятся подарки, главные события двух праздничных дней — интриги и заговоры, обманы и предательства. Потому что определяется, кто будет объявлен наследником престола, решается судьба английской короны, а вместе с ней и судьба Европы — ведь владения Генри простираются ни много ни мало от Пиренеев до Шотландии.

Драматург так тесно переплел семейную и политическую линии, что их очень трудно отделить одну от другой. Как трудно и уследить за стремительными диалогами персонажей и отделить в них ложь от правды, притворство от искренности. Да и есть ли там правда, есть ли искренность? Действие развивается подобно шахматной партии. Точнее даже — набору шахматных этюдов или задач, где побеждают то «белые», то «черные». А окончательной победы нет ни для кого.

Мотив игры заявлен в спектакле с самого начала приемом «театра в театре»: рабочие сцены в униформе с логотипом театра на груди и с названием спектакля на спине («The lion in winter») начинают спектакль, оформляя на наших глазах пустую сцену, обставляя ее аскетичной и немногочисленной мебелью. Потом они появляются всякий раз, когда надо обозначить новую мизансцену. А на задник проецируется снегопад — рождественский сказочный снегопад, который сменяется то ярким витражом, то блистающим звездным небом. Черно-белые квадраты пола очень откровенно напоминают шахматную доску, на которой «король», «королева», четыре «офицера» и «пешка».

У Владимира Борисова и Жанны Романенко в этом спектакле невероятно трудная задача. Потому что вся пьеса — это бесконечная игра, поединок двух равновеликих и вполне равноценных соперников, Генри и Элинор. Остальные, как ни пытаются они вести свою партию, постоянно вовлекаются в этот поединок, вынужденные играть не по своим правилам. Главные герои почти все время на сцене и все время в противоборстве. Они достойные соперники и не уступают друг другу ни в храбрости, ни в коварстве, ни в остроумии. Диалог между ними — то куртуазная, а то чуть не рыночная словесная пикировка — напоминает пинг-понг.

Актеры много лет партнируют на сцене, сыграли немало пар, ссорящихся и мирящихся, счастливых и страдающих. Сильные чувства, подлинные страсти они умеют передавать убедительно и достоверно. Но Генри и Элинор не просто страстные мужчина и женщина, пребывающие в непростых отношениях. Вот-вот, кажется, приоткрылась душа, вот прорвалась наружу искренняя человеческая боль, и тут же меняется интонация и разговор о глубоко интимных чувствах мгновенно, как-то даже органично (парадокс?) переходит на актуальные государственные дела, на решение геополитических проблем.

В героях Романенко и Борисова очевидно доминирует человеческое, частное, эмоциональное, а государственное и политическое уходит на задний план, становится лишь своеобразным антуражем. Они играют страстную любовь-ненависть двух ярких и сильных людей, которые не могут быть вместе, но не могут и друг без друга. И получается спектакль не о политике, а о любви. Может быть, поэтому остальные персонажи как бы отошли на задний план и чуточку потерялись за этой любовной историей. А жаль. История-то семейная.

Самарский академический театр драмы имени М. Горького
Джеймс Голдмен
Лев зимой
Королевская история в 2 действиях

Режиссер-постановщик — Валерий Гришко
Сценография и костюмы — Владимир Фирер
Композитор — Андрей Волченков
Художник по свету — Александр Феоктистов

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 15 ноября 2018 года,
№№ 17 (146)

pNa

Оставьте комментарий