Разбор новогодних спектаклей — дело интересное по многим причинам.
Во-первых, замечательно, что делается это по окончании новогодней кампании, которая к выходу газетной статьи быльем поросла. Сие напрямую связано с распространенным заблуждением, что статья о спектакле каким-то образом может повлиять на кассовые сборы. В том, что это полная чушь, до сих пор никого не удалось убедить. Каждый год происходит одно и то же: люди обижаются даже на положительные рецензии, после которых доступ журналиста в святая святых запрещен из-за его «предвзятого отношения к театру». А отрицательных рецензий, как вы понимаете, в таких ситуациях просто не может быть. Хотя, не скрою, порой лестно верить в то, что какая-то там твоя статья или заметка снизила кассовые сборы, а также показатели по привлечению зрителей в некий условный театр, что твое слово настолько весомо, что способно подорвать благосостояние целого коллектива. Но нет, даже в ерническом ключе не могу в это поверить: не настолько велика сила печатного слова, как некоторые думают.
Чего греха таить: новогоднюю кампанию рассматривают как коммерческий проект, который в той или иной степени позволяет подлатать финансовые прорехи, образовавшиеся у театра в течение календарного года. Так что волнения администрации, наверное, оправданны. Но мы попробуем рассмотреть новогодние спектакли не с точки зрения успешности продаж, а с позиций искусства. Если получится, конечно.
Во-вторых, анализ новогодних спектаклей в разных театрах позволяет понять, что думает о своих зрителях руководство театров, раз уж делают ставку на то, что художественные достоинства именно их спектакля позволят пополнить театральную кассу и привлечь этого самого зрителя.
Мы люди простые и будем говорить о простых вещах. Поэтому для удобства читателей все реплики в адрес постановок имеют отдельные заголовки. Театры выстроены в той последовательности, в которой состоялись премьеры новогодних спектаклей.
Травма на производстве
Строго говоря, в сказке Владимира Илюхова «КАК-ТО РАЗ ПОД НОВЫЙ ГОД, ИЛИ ЛЕКАРСТВО ОТ ЖАДНОСТИ», поставленной в Молодежном драматическом театре режиссером Дмитрием Квашко, нет отрицательных персонажей. Поэтому происшествие, случившееся с героями, относится к разряду халатности, к производственной травме, а не к злому умыслу извне. Добрая Баба Яга (Елена Кашкарцева/Марьяна Стрижевская) целыми днями печет блины, но сама так и не успевает их попробовать, потому что не менее добрый Кот (Алексей Клименко/Екатерина Серебрякова) раздает все блины зверушкам в лесу. Вот и пришла Баба Яга к Волку (Дмитрий Ходырев), который сторожит вход в терем Деда Мороза (Юрий Раменсков): есть в этом тереме сундучок с жадностью, щепотка которой могла бы сделать Кота бережливей, что ли. Именно в таких случаях тактично говорят: «У меня же лапки». Налетевший порыв ветра вмиг разносит жадность из приоткрытого сундучка по всему лесу. Справиться с внезапно вспыхнувшей повальной эпидемией жадности может только Дед Мороз.
Во всем обзоре это единственный спектакль, который соответствует новогодней тематике: в нем точно есть Дед Мороз и Снегурочка (Екатерина Оттепель). То есть, хотя спектакль о жадности, но жадность не распространяется на его прокатную судьбу. Если и увидят зрители еще раз эту постановку, то только на следующий Новый год в качестве выездной версии.
Еще один плюс спектакля: он идет 50–55 минут. Далее следует получасовое представление в фойе у елки. В остальных театрах интермедия идет перед спектаклем. Если вы были настроены пунктуально прийти ровно к началу спектакля — то, стало быть, интермедия прошла без вас.
Молодежный драматический театр (Тольятти)
Владимир Илюхов
Как-то раз под Новый год, или Лекарство от жадности
Удивительная история под Новый год
Режиссер — Дмитрий Квашко
Художник-постановщик — Елена Климова
Хореограф — Екатерина Игнатьева
Музыкальное оформление — Елена Тукшумская
Киндер-сюрприз
Сначала хотел из хулиганских соображений назвать эту главу «Пирожок с говном», все-таки речь идет о персонаже, прекрасном снаружи, но отвратительном изнутри. Но что-то мне подсказало, что данное словосочетание будет воспринято буквально. А это не так.
Это уже не новогодняя, но вполне рождественская сказка, так что создатели не сильно отклонились в сторону. Речь о «ЗВЕЗДНОМ МАЛЬЧИКЕ» Оскара Уайльда, поставленном режиссером Павлом Прониным в театре «Колесо».
Всегда советую взрослым зрителям ходить на детские спектакли: разница восприятия может быть значительной, это интересный эффект. Ну, представьте: мелкий пакостник Звездный мальчик (Дмитрий Минкин) немотивированно досаждает взрослым. Дровосек (Роман Верхошанский), Пекарь (Антон Иванов) и Кузнец (Петр Касатьев) — крепкие мужчины с орудиями производства в руках, им лучше, простите за тавтологию, не подворачиваться под горячую руку. Но нет, все лишь восхищаются необычайной красотой Звездного мальчика, прощая ему невыносимые безобразия.
Быть может, все дело в реминисценции жития Иисуса. Ведь есть здесь и чудесное появление на свет, и звезда, и волхвы — весь христианский набор! Да и сам герой, за прегрешения изменившийся внешне, готов переродиться внутренне. Тут налицо корысть, ну да ладно.
Спектакль насыщен песнями и танцами, что очень хорошо для восприятия. Но увиденная мной версия спектакля длилась час двадцать: для новогоднего представления это много, для раскрытия всех деталей сказки — мало. На нас не угодишь.
Драматический театр «Колесо» имени Г. Б. Дроздова
Оскар Уайльд
Звездный мальчик
Волшебная сказка
Режиссер-постановщик — Павел Пронин
Художник-постановщик — Ольга Галицкая
Композитор — Алексей Пономарев
Балетмейстер — Наталья Горячева
Атас, менты!
Вас не удивит то, что главный спаситель в спектакле «КРАСНАЯ ШАПОЧКА» — представитель правоохранительных органов: то ли отставник, то ли действующий полицейский на подработке. Нужно знать режиссера Александра Кудряшова, чтобы хоть приблизительно представить, что он сотворил с пьесой Евгения Шварца образца 1936 года. Стоит упомянуть, что театр юного зрителя «Дилижанс» из-за ремонта в собственном здании весь сезон работает на других площадках. Нынешний спектакль был показан на огромной сцене ДКИТ.
Итак, в детском саду готовят утренник, дети разучивают роли. В качестве связующего звена им на помощь приходят воспитатели детсада (Ирина Шугаева и Екатерина Федощук). Иногда на роли некоторых персонажей привлекают различный персонал садика. Дети стесняются, забывают слова, порой повторяют текст по нескольку раз, плачут. Но постепенно втягиваются в предложенные роли и преобразуются в персонажей сказки.
Зритель тут же забывает, что актеры еще минуту назад играли детсадовцев. Перед нами — сама Красная Шапочка (Илиана Хитяева), ее Мама и Бабушка (Екатерина Федощук и Ирина Шугаева), Заяц (Рустам Фазулов), Лиса (Ирина Храмкова), Волк (Дмитрий Кошелев) и много других персонажей. А в финале еще и охранник, якобы неумело играющий Лесника (Константин Ткаченко), — это он сопровождает злодеев детского утренника словами: «Пройдемте, гражданин».
Тут как у Штирлица: «Запоминается последняя фраза». Ибо «Красная Шапочка» оставила самое яркое впечатление. И песен с танцами здесь вдвое больше, чем в предыдущих спектаклях данного обзора. Вот только ни слова о Новом годе…
Театр юного зрителя «Дилижанс»
Евгений Шварц
Красная Шапочка
Музыкальная сказка
Режиссер-постановщик — Александр Кудряшов
Художник — Елена Золотарева
Композитор — Виктор Мартынов
Хореограф — Румия Ткаченко
***
Хвалить нам или ругать веселый спектакль, если это просто спектакль, без всякой новогодней атрибутики? Тащить ли на сцену Деда Мороза и неуместную елку, если этого нет в пьесе? Нет, конечно. Тут главное не атрибуты, а праздничное настроение. С этим театры отлично справляются.
В финале следует написать «и в-третьих»: все три театра находятся в разных районах города и не являются друг другу конкурентами. Поэтому неуместно проводить сравнение, где новогоднее представление было лучше, а где еще лучше. Но есть зрители, которые умудряются посмотреть все новогодние спектакли вне зависимости от места проживания. Они пишут вам сейчас этот новогодний обзор.