События: , ,

Новый год как повод

31 января 2019

Разбор новогодних спектаклей — дело интересное по многим причинам.

Во-первых, замечательно, что делается это по окончании новогодней кампании, которая к выходу газетной статьи быльем поросла. Сие напрямую связано с распространенным заблуждением, что статья о спектакле каким-то образом может повлиять на кассовые сборы. В том, что это полная чушь, до сих пор никого не удалось убедить. Каждый год происходит одно и то же: люди обижаются даже на положительные рецензии, после которых доступ журналиста в святая святых запрещен из-за его «предвзятого отношения к театру». А отрицательных рецензий, как вы понимаете, в таких ситуациях просто не может быть. Хотя, не скрою, порой лестно верить в то, что какая-то там твоя статья или заметка снизила кассовые сборы, а также показатели по привлечению зрителей в некий условный театр, что твое слово настолько весомо, что способно подорвать благосостояние целого коллектива. Но нет, даже в ерническом ключе не могу в это поверить: не настолько велика сила печатного слова, как некоторые думают.

Чего греха таить: новогоднюю кампанию рассматривают как коммерческий проект, который в той или иной степени позволяет подлатать финансовые прорехи, образовавшиеся у театра в течение календарного года. Так что волнения администрации, наверное, оправданны. Но мы попробуем рассмотреть новогодние спектакли не с точки зрения успешности продаж, а с позиций искусства. Если получится, конечно.

Во-вторых, анализ новогодних спектаклей в разных театрах позволяет понять, что думает о своих зрителях руководство театров, раз уж делают ставку на то, что художественные достоинства именно их спектакля позволят пополнить театральную кассу и привлечь этого самого зрителя.

Мы люди простые и будем говорить о простых вещах. Поэтому для удобства читателей все реплики в адрес постановок имеют отдельные заголовки. Театры выстроены в той последовательности, в которой состоялись премьеры новогодних спектаклей.

Травма на производстве

Строго говоря, в сказке Владимира Илюхова «КАК-ТО РАЗ ПОД НОВЫЙ ГОД, ИЛИ ЛЕКАРСТВО ОТ ЖАДНОСТИ», поставленной в Молодежном драматическом театре режиссером Дмитрием Квашко, нет отрицательных персонажей. Поэтому происшествие, случившееся с героями, относится к разряду халатности, к производственной травме, а не к злому умыслу извне. Добрая Баба Яга (Елена Кашкарцева/Марьяна Стрижевская) целыми днями печет блины, но сама так и не успевает их попробовать, потому что не менее добрый Кот (Алексей Клименко/Екатерина Серебрякова) раздает все блины зверушкам в лесу. Вот и пришла Баба Яга к Волку (Дмитрий Ходырев), который сторожит вход в терем Деда Мороза (Юрий Раменсков): есть в этом тереме сундучок с жадностью, щепотка которой могла бы сделать Кота бережливей, что ли. Именно в таких случаях тактично говорят: «У меня же лапки». Налетевший порыв ветра вмиг разносит жадность из приоткрытого сундучка по всему лесу. Справиться с внезапно вспыхнувшей повальной эпидемией жадности может только Дед Мороз.

Во всем обзоре это единственный спектакль, который соответствует новогодней тематике: в нем точно есть Дед Мороз и Снегурочка (Екатерина Оттепель). То есть, хотя спектакль о жадности, но жадность не распространяется на его прокатную судьбу. Если и увидят зрители еще раз эту постановку, то только на следующий Новый год в качестве выездной версии.
Еще один плюс спектакля: он идет 50–55 минут. Далее следует получасовое представление в фойе у елки. В остальных театрах интермедия идет перед спектаклем. Если вы были настроены пунктуально прийти ровно к началу спектакля — то, стало быть, интермедия прошла без вас.

Молодежный драматический театр (Тольятти)
Владимир Илюхов
Как-то раз под Новый год, или Лекарство от жадности
Удивительная история под Новый год
Режиссер — Дмитрий Квашко
Художник-постановщик — Елена Климова
Хореограф — Екатерина Игнатьева
Музыкальное оформление — Елена Тукшумская

Киндер-сюрприз

Сначала хотел из хулиганских соображений назвать эту главу «Пирожок с говном», все-таки речь идет о персонаже, прекрасном снаружи, но отвратительном изнутри. Но что-то мне подсказало, что данное словосочетание будет воспринято буквально. А это не так.

Это уже не новогодняя, но вполне рождественская сказка, так что создатели не сильно отклонились в сторону. Речь о «ЗВЕЗДНОМ МАЛЬЧИКЕ» Оскара Уайльда, поставленном режиссером Павлом Прониным в театре «Колесо».

Всегда советую взрослым зрителям ходить на детские спектакли: разница восприятия может быть значительной, это интересный эффект. Ну, представьте: мелкий пакостник Звездный мальчик (Дмитрий Минкин) немотивированно досаждает взрослым. Дровосек (Роман Верхошанский), Пекарь (Антон Иванов) и Кузнец (Петр Касатьев) — крепкие мужчины с орудиями производства в руках, им лучше, простите за тавтологию, не подворачиваться под горячую руку. Но нет, все лишь восхищаются необычайной красотой Звездного мальчика, прощая ему невыносимые безобразия.

Быть может, все дело в реминисценции жития Иисуса. Ведь есть здесь и чудесное появление на свет, и звезда, и волхвы — весь христианский набор! Да и сам герой, за прегрешения изменившийся внешне, готов переродиться внутренне. Тут налицо корысть, ну да ладно.

Спектакль насыщен песнями и танцами, что очень хорошо для восприятия. Но увиденная мной версия спектакля длилась час двадцать: для новогоднего представления это много, для раскрытия всех деталей сказки — мало. На нас не угодишь.

Драматический театр «Колесо» имени Г. Б. Дроздова
Оскар Уайльд
Звездный мальчик
Волшебная сказка
Режиссер-постановщик — Павел Пронин
Художник-постановщик — Ольга Галицкая
Композитор — Алексей Пономарев
Балетмейстер — Наталья Горячева

Атас, менты!

Вас не удивит то, что главный спаситель в спектакле «КРАСНАЯ ШАПОЧКА» — представитель правоохранительных органов: то ли отставник, то ли действующий полицейский на подработке. Нужно знать режиссера Александра Кудряшова, чтобы хоть приблизительно представить, что он сотворил с пьесой Евгения Шварца образца 1936 года. Стоит упомянуть, что театр юного зрителя «Дилижанс» из-за ремонта в собственном здании весь сезон работает на других площадках. Нынешний спектакль был показан на огромной сцене ДКИТ.

Итак, в детском саду готовят утренник, дети разучивают роли. В качестве связующего звена им на помощь приходят воспитатели детсада (Ирина Шугаева и Екатерина Федощук). Иногда на роли некоторых персонажей привлекают различный персонал садика. Дети стесняются, забывают слова, порой повторяют текст по нескольку раз, плачут. Но постепенно втягиваются в предложенные роли и преобразуются в персонажей сказки.

Зритель тут же забывает, что актеры еще минуту назад играли детсадовцев. Перед нами — сама Красная Шапочка (Илиана Хитяева), ее Мама и Бабушка (Екатерина Федощук и Ирина Шугаева), Заяц (Рустам Фазулов), Лиса (Ирина Храмкова), Волк (Дмитрий Кошелев) и много других персонажей. А в финале еще и охранник, якобы неумело играющий Лесника (Константин Ткаченко), — это он сопровождает злодеев детского утренника словами: «Пройдемте, гражданин».

Тут как у Штирлица: «Запоминается последняя фраза». Ибо «Красная Шапочка» оставила самое яркое впечатление. И песен с танцами здесь вдвое больше, чем в предыдущих спектаклях данного обзора. Вот только ни слова о Новом годе…

Театр юного зрителя «Дилижанс»
Евгений Шварц
Красная Шапочка
Музыкальная сказка
Режиссер-постановщик — Александр Кудряшов
Художник — Елена Золотарева
Композитор — Виктор Мартынов
Хореограф — Румия Ткаченко

***

Хвалить нам или ругать веселый спектакль, если это просто спектакль, без всякой новогодней атрибутики? Тащить ли на сцену Деда Мороза и неуместную елку, если этого нет в пьесе? Нет, конечно. Тут главное не атрибуты, а праздничное настроение. С этим театры отлично справляются.

В финале следует написать «и в-третьих»: все три театра находятся в разных районах города и не являются друг другу конкурентами. Поэтому неуместно проводить сравнение, где новогоднее представление было лучше, а где еще лучше. Но есть зрители, которые умудряются посмотреть все новогодние спектакли вне зависимости от места проживания. Они пишут вам сейчас этот новогодний обзор.

Вячеслав СМИРНОВ
Член Ассоциации театральных критиков (Тольятти).

Фото автора

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 24 января 2018 года,
№ 1-2 (151-152)

pNa

Оставьте комментарий