Наследие: ,

Новый взгляд на забытое старое

31 января 2019

Многие жители Куйбышева/Самары, особенно старожилы, привыкли к существующим старым зданиям и сооружениям к сложившейся десятилетиями застройке улиц.

В жизненной толчее, они просто перестали обращать на них внимание. А ведь Самара — удивительный город, объединивший разные архитектурные стили. Своеобразие и уникальность города определяют возведенные в разные эпохи здания. Исторический путь города запечатлен, прежде всего, в его архитектуре, а Самара прошла путь от сторожевой крепости времен кочевников до города-миллионера, крупного промышленного и культурного центра страны.

Эпизодически появляющиеся на выставках или в Интернете старые фотографии из коллекции Владимира Самарцева или современные работы художника Николая Лукашука возвращают нас к интереснейшим фрагментам застройки и к отдельным заслужившим пристальное внимание улицам, зданиям и сооружениям. Архивы зодчих труднодоступны для рядового самарца, но систематизированный профессиональный анализ работ коллег присутствует в изданных трудах Вагана Каркарьяна, Алексея Моргуна, Виталия Стадникова…

В последние годы в издательстве Tatlin Валентин Пастушенко и Виталий Самогоров выпустили несколько интересных брошюр-альбомов, посвященных отдельным реализованным архитектурным проектам, а также монографию «Космический Куйбышев» с обобщением опыта градостроительства и архитектуры в городе в 60–70-е годы, в период развития стиля советского модернизма. И вот только что вышла их новая книга, которая называется «АРХИТЕКТУРНЫЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО САМАРЕ 1920–1940» . Оба автора — профессора Архитектурно-строительной академии СГТУ и практикующие архитекторы, а в этой книге к ним добавился профессор Анатолий Синельник, который 30 лет проработал деканом архитектурного факультета.

Книга воссоздает реалии Куйбышева в начальный период формирования советской архитектуры, главным образом стиля конструктивизм. Авторы провели детальное натурное изучение представляемых зданий и сооружений, а также разыскали информацию по истории их появления и уже почти векового существования. Книга в новом ракурсе показывает вроде бы уже привычно существующие и даже забытые, но не стареющие архитектурные шедевры. А познакомиться с ними читатель сможет, отправившись вместе с авторами в путешествие по 11 предложенным маршрутам, включающим 124 реализованных в 1920–40-е архитектурных проекта. Маршруты охватывают многие районы города: от Хлебной площади через центр старого города с площадями Куйбышева и Комсомольской до толевого завода и станции Безымянка.

***

Для всесторонней характеристики архитектурных проектов нужно внимательно отсмотреть многочисленные фотографии, изучить биографии зданий и сооружений. Дотошные и любознательные архитектурные следопыты зачастую не знают многих деталей их проектирования и строительства, и некоторые интересные факты в паре примеров я добавлю к исторической информации книги.

Яркий представитель конструктивизма в Самаре — Радиодом на Красноармейской, 17. Его проект был выполнен Еленой Сорокиной в 1930-м, а строительство закончено в 38-м. Комплекс был задуман в составе четырех 2—7-этажных корпусов. Два из них были отодвинуты от красной линии, образуя на углу площадь. На ней должен был размещаться трехэтажный Радиотеатр овальной формы с залом на 618 мест.

Проект был реализован почти полностью, но цилиндрический объем Радиотеатра реализован не был, а на месте сценической коробки появился входной портик с четырьмя колоннами на всю высоту здания. Перед входом возник большой газон, а позже в нем — фонтан.

В 1977-м рядом с фонтаном разместили скульптурную композицию «Красное знамя». Ее авторы — архитектор Алексей Моргун и скульпторы Игорь Федоров и Алексей Фролов. По их замыслу в верхней части монумента развевается красное знамя, а под ним головные скульптуры мобилизованных революцией комиссара, солдата-крестьянина и рабочего. Монумент почему-то стал в городе объектом насмешек и именуется в народе «Змей Горыныч». Хочу вступиться за него: если отбросить политический посыл, нужно признать его очень стремительный, эмоциональный и экспрессивный настрой. Большая часть комплекса Радиодома сегодня по назначению используется различными службами связи, кроме блока планируемого радиотеатра, где размещаются различные офисы.

Другим ярким примером зрелого конструктивизма является построенный в 1930–35 годах комплекс зданий ОГПУ и Клуба имени Дзержинского. Авторы — Леонид Волков и Николай Телицын. В состав комплекса вошло здание Управления МВД, часть которого была уничтожена пожаром во время трагических событий февраля 1999 г. Восстанавливать сгоревший корпус не стали, а на его месте в 2002-м появился Мемориал памяти погибших сотрудников органов внутренних дел с Вечным огнем и часовней Александра Невского. Кроме того, в составе всего комплекса построены три жилых дома, поликлиника и общежитие.

Клуб имени Дзержинского, главный элемент комплекса, представлен шестиэтажным цилиндром с залом на 600 мест, просторным фойе, открытыми прогулочными галереями. Со стороны Пионерской в части комплекса размещен спортивный блок с двухсветным залом. Фасады клуба имеют характерное для конструктивизма высокое ленточное остекление. Клуб с 30-х годов играл заметную роль в культурной жизни Куйбышева.

Здесь появились первые в городе эстрадно-джазовые оркестры, что дало основание автору как-то со сцены обозначить клуб как «роддом самарского джаза». В 50-х клуб был популярным центром передовой молодежи из числа капитально непризнанных и преследуемых официальными властями «стиляг». Сегодня клуб используется силовыми структурами для проведения своих массовых мероприятий, а также как концертная площадка для выступлений самарских и гастролирующих артистов и художественных коллективов.

Начав свои архитектурные экскурсы с 20-х годов прошлого века, авторы книги пока остановились в середине 40-х, и мои ожидания прочитать что-то о работах архитектора Ивана Салоникиди, к сожалению, не оправдались. Он работал в конце 40-х, участвовал в завершении строительства здания института «Гипровостокнефть», сделал интересный проект «Офицерского дома» напротив этого института, а также легендарного стадиона «Динамо» и ряда других объектов. Архитектурные мэтры причисляют работы Салоникиди к подлинным шедеврам. Для меня же Иван Георгиевич дорог тем, что в институте именно на его лекциях я вообще знакомился с мировой архитектурой.

Салоникиди был уникальным и образованнейшим человеком, на его лекциях самая большая аудитория архитектурно-строительного института — Круглый зал — была заполнена полностью. Во время занятий профессор часто увлекался сам и, отойдя от темы, знакомил нас с интереснейшими фактами из истории всего мирового искусства.

Эти заметки — всего лишь короткое изложение впечатлений от прочитанной книги, а, перелистав страницы интересного исследования Виталия Самогорова, Анатолия Синельника и Валентина Пастушенко, читатель узнает для себя много нового в известном и откроет неизведанное в привычном и обыденном.

Самогоров В., Синельник А., Пастушенко В.
Архитектурный путеводитель по Самаре 1920–1940.
Екатеринбург: Tatlin, 2018. — 288 с.

Игорь ВОЩИНИН
Член Союза журналистов РФ, член Союза профессиональных литераторов РФ.

Фото предоставлены автором

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 24 января 2018 года,
№ 1-2 (151-152)

pNa

Оставьте комментарий