События: , ,

Рисунки на серебряном песке

31 января 2019

В декабре в Самаре  стартовал Фестиваль японской культуры.

В нашем городе праздник организован Japan Foundation, Всероссийской государственной библиотекой иностранной литературы имени М. И. Рудомино (Москва) и Самарской муниципальной информационно-библиотечной системой (СМИБС).

Главная площадка фестиваля в Самаре — библиотека №8 на улице Николая Панова, 30.

Одно из центральных, уже состоявшихся событий фестиваля — презентация работ знаменитого японского фотохудожника Кадзуёси Миёси. Программа мероприятий продлится до марта.

Фестивали японской культуры для Самары не редкость. Первый — «Ностальгия по Японии» — проводился с 1998 до 2004 года. Известны также фестивали «Виза в Японию», «Ватанагаши», а на площадке Университета Наяновой были организованы поэтические конкурсы и курсы изучения японского языка.

Фестиваль 2018–2019 годов — свидетельство серьезного и постоянного интереса самарцев к японской культуре, сигнал формирования полноценной читательской и творческой среды.

«Сдвигаем стереотипы» — так можно обозначить основной стержень фестиваля, который организован специалистами библиотечной системы. Да, конечно, были иероглифы и девушки в кимоно, «музыка ветра и воды» в исполнении живой флейты. Но все же — не это главная изюминка торжества.

Организаторы замыслили своеобразную триаду: выставка «Всемирное культурное наследие: Япония» — работы фотохудожника Кадзуёси Миёси, выставка о двух Мураками (с этими именами-двойниками всегда происходит путаница), таких похожих и таких разных, и выставка кукол кокэси, загадочных японских матрешек.

Япония — это не только икебаны и чайная церемония. Это, прежде всего, умение вместить великое в малое, отразить в миниатюре весь мир. Почтенные традиции и новейшие технологии. Уют домашнего тепла и хай-тек. И это тоже своеобразный мостик между Японией и Самарой…

Подобно тому, как раскрывается японский веер — медленно, неспешно, разворачивается программа фестиваля.

«Вид из окна
вставлен в рамку…»

Выставка работ Кадзуёси Миёси «Всемирное наследие: Япония», на которой представлены фотографии с культурными и природными объектами Японии, внесенными в список ЮНЕСКО.

Современный зритель, перекормленный видеообразами, казалось бы, не способен получать полноценное удовольствие от статичных фотографий. Работы Кадзуёси, между тем, воплощают классический жанр картины-фото: распахнутое окно, приглашающее зрителя в другую реальность. Но оказывается, именно это вглядывание-созерцание и способно остановить мгновение.

Ослепительная океанская лазурь неправдоподобного, неземного цвета — на такой больно смотреть глазам, а от глубины дух захватывает. Рядом — храм над крутым обрывом, и в очертаниях древних пагод чудится нечто близкое знаменитому образу «вечного покоя» Левитана. Серебряный павильон в префектуре Киото. Окно из павильона выходит в сад для прогулок вокруг пруда. Сами названия: Гинтядан (Сад серебряного песка) и Когэцудай (Зеркало, отражающее луну) — звучат как стихи-заклинания.

А вот, пожалуй, самая страшная и самая знаменитая фоторабота Миёси: купола здания Выставочного центра в Хиросиме, уцелевшего после взрыва атомной бомбы. Ажурный остов взорванного солнца. Но и этот искореженный силуэт напоминает нечто живое: то ли застывшую паутину в небе, то ли корону железной хризантемы. Этот образ в полной мере отображает национальный дух Японии: влюбленность в красоту мира, созерцательность, умение видеть живое даже в мертвом.

Раз Мураками, два Мураками, три…

Выставочный книжный проект «Мураками в слове и на холсте» полностью ломает стереотип традиционной выставки. Перед нами не просто ряд книг, подобранных по тематике, а полноценный символ в духе настоящей Японии: множество взаимно отраженных зеркал.

Все (ну, или почти все, хотя бы на уровне игры слов) слышали о Харуки Мураками. Менее известен, но все же узнаваем его «двойник», ровесник — Рю (Рюноскэ). И тот, и другой выражают дух Японии ХХ века, мучительно ищущей себя в контексте европейского постмодернизма. Визуальная композиция, организованная сотрудниками библиотеки, знакомит посетителей с первым и… третьим Мураками — Такаси, современным художником. Единственным японцем, чьи работы выставлялись в Версале.

Экспозиция «Мураками & Мураками» — настоящий каламбур, литературно-живописная рифма. Два Мураками (самый известный — Харуки и самый загадочный — Такаси) смотрятся друг в друга: с одной стороны — книги, с другой — рисунки. «Хроники заводной птицы», «Кафка на пляже» — и мультяшные, из аниме и манги, фигуры с детскими личиками. А вот и сам мистер Доб — «марсианский» лопоухий персонаж, изобретенный Такаси Мураками, своеобразный японский Микки-Маус.

Древняя Япония и философия массовой культуры — как они взаимодействуют? Сюжеты Такаси именно об этом. Яркая попса и образы смерти: цветы, такие веселые издали и жутковатые вблизи, лупоглазые грибы… Сквозь комиксы проступают, словно нарисованные детской рукой, силуэты ядерной катастрофы. Мир без глубины (изображения выполнены в плоскостной технике) завораживает и заставляет нас проверить собственное ощущение границ смешного и страшного, примитивного и элитарного.

Путешествие в мир японского кино

И, конечно, особо следует отметить самую интригующую и специфическую часть программы: цикл лекций Валерия Бондаренко о японском мироощущении и японском кинематографе, литературе и искусстве. Известный самарский культуролог, киновед и педагог, обладающий удивительным даром превращать самые сложные интеллектуально-философские сюжеты в близкие и понятные всем, предлагает комментарий-расшифровку основных категорий японской эстетики.

Программа Фестиваля японской культуры

Выставки

Фотоработы Кадзуёси Миёси «Всемирное наследие: Япония» — до 13 марта 2019 года
«Мураками в слове и на холсте» — декабрь — март 2019 года
«Мир японских кукол» — февраль — март 2019 года (кокэси — традиционные расписные деревянные фигурки, напоминающие матрешек)

Кинопоказы

14 февраля — «Сон в летнюю ночь» (реж. Юдзи Накаэ, 2009)
21 февраля — «Ловцы забытых голосов» (реж. Макото Синкай, 2011)
28 февраля — «Счастливый полет» (реж. Синобо Ягути, 2008)
14 марта — «Жена Гэге» (реж. Такудзи Судзуки, 2010)
21 марта — «Девочки-каллиграфы» (реж. Рюити Иномато, 2010)
28 марта — «Отель «Гибискус» (реж. Юдзи Накаэ, 2009)

Мозаика японского творчества

февраль — март 2019

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 24 января 2018 года,
№ 1-2 (151-152)

pNa

Оставьте комментарий