В праздники, пока большая часть жителей приходила в себя после застолий, негромко, почти для «посвященных», проходил III Международный фестиваль «Этнофест».
Долгие годы Самара считается одной из самых интересных фестивальных точек страны. Список всего, что из года в год проводится в Самарской области, можно перечислять бесконечно. Самый громкий пример — фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина, который проходит ежегодно с 1968 года в первые выходные июля. Помимо Грушинского, традиционными для области стали фестивали «Жигулевское море», «Рыба моя», «Тремоло», «Барабаны мира», фестиваль набережных «Волгафест», фестиваль всего живого «Метафест», и все они по праву считаются визитной карточкой Самары, притягивая туристов со всей страны и из-за рубежа. Много лет Самарская область является постоянным лауреатом Национальной фестивальной премии Russian Event Awards, и, как правило, сразу в нескольких номинациях.
Бренд фестивального города со временем провоцирует ситуацию, когда эти фестивали множатся и мельчают. Редкий организатор в каком-нибудь среднем клубе для удобства и привлечения аудитории не называл свое мероприятие с несколькими участниками фестивалем. Так что при всем разнообразии предложений, сегодня в Самаре каждый может найти мероприятие на свой вкус, в том числе и субкультурное.
На сегодняшний день самым крупным этническим фестивалем в нашей области является «Протока», которая проводится летом на все тех же Мастрюковских озерах — фестивальном сердце области. Здесь есть всё: медитации, йога, цигун, поющие чаши, эстетик дэнс, контактная импровизация, игра на этнических музыкальных инструментах, кришнаиты и так далее. По аналогу зимнего Грушинского аудитория «Протоки» продолжает собираться и зимой на разных площадках, объединенных фестивалем «Этнофест».
***
Фестиваль возродился после долгого перерыва (последний проходил в 2010-м). За последние восемь лет в городе ежегодно проводился то один, то другой фестиваль под названием «Этнофест» со всякими вариантами написания и самой разной направленности. Выходит, что бренда «Этнофест» как фестиваля этнических культур фактически не существует, что не мешает эксплуатировать это название как угодно. И все же организаторам «Этнофеста» этого года удалось собрать фестиваль, максимально аутентичный названию.
В течение нескольких дней на трех площадках (арт-студия «Нить Повилики», учебный центр авторских методик «Сияние», «Дом Эйва») организаторы провели сорок два творческих мастер-класса, среди которых было много музыкальных: обучение игре на африканских и корейских барабанах, варганах, бубнах, ханге, рав васте (язычковый ханг), обучение горловому пению. Оно и понятно: одним из организаторов «Этнофеста» выступает Этнический центр под руководством Татьяны Елецкой. Музыки на фестивале вообще было предостаточно: помимо мастер-классов, в программу вошли четыре концерта, отмеченные как «медитативные», сейшены (на которых участники могут сыграть вместе с музыкантами) и итоговое шоу.
Как рассказал директор фестиваля Виталий Слобожанинов, «Этнофест» будет особенно интересен людям, уставшим от всего привычного, рутинного, тем, кто готов открыть для себя что-нибудь новое и необычное.
Необычного на фестивале было действительно достаточно.
Настроить себя на медитативный лад можно было уже с первого дня фестиваля на занятии по корейской (Данхак) йоге под звуки барабанов. По большому счету, данхак-йога близка к цигуну и индийским практикам, так что почти ничего удивительного для любителей йоги. Для всех, кто любит пооригинальнее, в программе — массаж тибетскими поющими чашами и контактная импровизация. Ну а тех, кому и такого набора практик все же было недостаточно, ждало шаманское путешествие. Тут все серьезно: исследование своего внутреннего мира, обращение к духам и так далее.
Помимо всего перечисленного, участники фестиваля могли попробовать свои силы в медитативной живописи и потоковой арт-терапии. Среди всего калейдоскопа мастер-классов именно эти занятия стали самыми незабываемыми.
Арт-терапия используется психиатрами и психологами. Через линии и цвет человек может выразить много. Однако нет границ человеческому духу. Выяснилось, что с помощью плоского листа и набора красок можно гармонизировать почти всё.
Вскоре вокруг круглого стола, наполненного карандашами, мелками и красками, собралось несколько человек. Ведущая занятия спросила, кто на что настроен. После долгих и горячих споров решили гармонизировать отношения Мужчины и Женщины. Рисунки как раз и должны почистить чакры, подключиться к единому информационному пространству и привнести долгожданные перемены в жизни.
Собравшиеся закрыли глаза и положили руки на листы бумаги. Отчего-то показалось, что в этот момент над столом должен возникнуть чей-то дух, но дух не возник. Ведущая предложила почуять энергию, которая исходит из чрева земли, переходит в ноги и через сердце отправляется в сторону солнца. Затем участники закрыли левый глаз и пятью случайными линиями должны были нарисовать Мужчину. Пустое пространство надо было закрасить. Потом закрыли правый глаз и нарисовали Женщину, но уже красками.
Остаток мастер-класса обсуждалось, где есть пересечения между карандашом и красками, что всё это значит и как жить. А жить просто: на рисунок надо посмотреть, а затем уничтожить. Или сохранить. Тут уж у кого как получится.
Завершался «Этнофест» шоу-концертом в фойе Пушкинского народного дома. К чести организаторов, надо признаться, что атмосфера там установилась действительно медитативная. Никаких стульев и яркого света — гости расположились на мягких пледах в полумраке. Кто-то тихо раскачивался в такт музыке, кто-то просто сидел с закрытыми глазами, а некоторых музыка так взбодрила, что они отплясывали, не жалея ног и пола в ДК. Что, впрочем, и неудивительно, ведь среди хедлайнеров этого года — Tatiana Eletskaya Project, Etrusski, команда «Юлле», Five Shilings, танцевальный проект Dagaz tribe, дарк-фолк коллектив Velvet Fall.
В отличие от предыдущих лет существования «Этнофеста», когда стоимость билета составляла около 500 рублей, на этот раз организаторы решили стать демократичнее и снизили входную стоимость до 200 рублей (хотя каждый мог увеличить эту сумму по желанию).
При всей иронии в отношении любых субкультурных фестивалей, их существование (часто вполне успешное) вторит Маяковскому: если они существуют, значит, это кому-нибудь нужно. «Этнофест» проходит в третий раз, и все же есть ощущение его юности. Как выпускнику старших классов, ему нужно определиться, кем он хочет быть — зимним аналогом «Протоки» в облегченном формате или самостоятельным участником фестивального процесса Самары со своей уникальной программой.