События:

Достойны ли самарские художники своей энциклопедии?!

7 октября 2024

Светлана Шатунова о выставке «Из энциклопедии Самарской живописи».

Время стремительно мчится, оставляя только шлейф воспоминаний, местами овеянных мифами. Стираются лица, имена уносятся в реку памяти. Тех, о ком еще 50 лет назад все знали, говорили, писали, теперь уже и не вспомнят. Выставка «Из энциклопедии Самарского искусства» — это попытка напомнить про ушедших художников, больших мастеров, чьи имена достойны войти в Энциклопедию самарского искусства, но не вошли, потому что ее нет, но может быть она когда-нибудь будет издана?!

Куратор выставки Илья Сульдин подобрал для экспозиции избранный круг имен (к сожалению, в Самаре нет площадки, способной вместить весь перечень самарских художников от «а до я»), работавших в разных стилях, жанрах, и направлениях. Соцреализм, суровый стиль, неоимпрессионизм, экспрессионизм, цифровое искусство — жонглирование именами и стилями может вызвать у неподготовленного зрителя чувство дезориентации, но в Самаре никогда не было единой школы, обладающей узнаваемыми чертами, как, скажем, саратовская.

Работы на выставку предоставил фонд Союза художников, а также частные коллекционеры и семьи художников. Надо отметить, что еще недавно, в Самаре было много частных коллекционеров, обладавшими потрясающими собраниями самарских живописцев и графиков, но, после смерти, наследники коллекции распродали, лишив их цельности и возможности когда-то увидеть в едином пространстве. Беда нашего города — отсутствие постоянной экспозиции самарских художников, а между тем, история насчитывает уже более 100 лет, начиная от подвижнической деятельности купца Константина Головкина, стараниями которого был создан художественный отдел, отделившейся впоследствии в самостоятельный художественный музей, где теперь хранится большое собрание местных художников. Коллекции Пурыгина, Герасимова, Бикулова насчитывают сотни экспонатов и могут претендовать на самостоятельные музеи. Но увы, достойного места для местного искусства не находится! Поэтому картины лишь изредка покидают стены фондохранилищ, экспонируясь на временных выставках (пример — недавняя, но очень короткая выставка в музее им. П.В. Алабина «Эхо «Большой Волги»).

В экспозиции выставочного зала Союза художников представлено более 60 живописных и графических работ двадцати семи авторов: Спартак Горинов, Венир Кныжов, Вячеслав Герасимов, Василий Ларионов, Виктор Завацкий, Георгий Кикин, Вениамин Клецель, Всеволод Рухмалёв, Галина Cуздальцева, Вадим Сушко, Владимир Пашкевич, Виктор Новокрещенов, Александр Уханов, Николай Хальзев, Вячеслав Бакумов, Леонид Шерешевский, Александр Горобец, Виктор Поляков, Николай Ельцов, Дмитрий Мантров, Александр Бердин-Лазурский, Дмитрий Надыхалов, Андрей Сяйлев, Максим Шабалин, Михаил Шульпин, Олег Захаркин, Иван Ключников.

Произведения не объединены единой темой или временным отрезом, это просто избранные имена, отобранные куратором. Есть среди них картины, которые никогда не экспонировались ранее, и тем интереснее раскрывают творчество художника с неожиданного ракурса. Для меня таким открытием стали картины Виктора Завацкого, Александра Уханова, Николая Ельцова — знакомые и незнакомые.

Виктор Завацкий был известен прежде всего своими индустриальными пейзажами, запечатлевая рождение новых заводов АвтоВАЗа и КАМАЗа смелыми композициями, а на этой выставке вдруг оказалась картина на спортивную тему — «Угловой удар». Сцена на стадионе, напряженный момент, вратарь застыл в ожидании удара, трибуны притихли. Действие картины разворачивается снизу вверх, сталкиваясь с плотной стеной зрителей, обозначенных бело-охристыми мазками, создающими вибрирующую, единую людскую массу. Такими немногими приемами художник передал атмосферу игры и дух времени.

Самарского художника Александра Уханова также привычно считали пейзажистом, но Союз художников нашел в своих фондах отличный групповой портрет однокурсников — студентов художественного училища -модных длинноволосых парней в клешах. Среди них узнаются современники. Кажется, один из них Константин Загоскин.

Антиподом модным хиппарям-художникам смотрится простой рабочий парень, написанной акварелью Василием Ларионовым, а также портретная галерея Венира Кныжова. Его «Сельский кузнец Григорьев» выставлялся в 1979 году на выставке «Большая Волга». «Тракторист» Вячеслава Герасимова хотя и создавался для монументального воплощения, в станковом варианте имеет совершенно самостоятельное значение. Нарисованный смелыми, широкими графитными линиями, художник создал образ героя своего времени — простого рабочего, который делает свое дело без пафоса.

Бытовая тема тоже заняла свое место на выставке. Вячеслав Бакумов — самарский Брейгель, его картины наполнены массой деталей и десятками персонажей — жителей города, живущих своими ежедневными радостями и горестями, толпящихся на остановках и рынках, гуляющих в парках и на свадьбах.

Графика же представлена весьма скромно, хотя самарские художники достойны занять самое высокое место, это блестящая плеяда графиков: Михаил Бедных, Виктор Панидов, Владислав Севастьянов, Геннадий Коновалов, Евгений Березни, Владимир Пашкевич, Николай Хальзев, Станислав Щеглов, Анатолий Песигин, Игорь Дубровин и многие другие выдающиеся мастера печатной и оригинальной графики. К сожалению, мало найдется тех, кто знает творчество этих художников, хотя работы сохранились в семьях, в собрании художественного музея, в частных коллекциях.

Необычен по своему исполнению графический портрет «Светланы» 1968 г. Н. Хальзева, нарисованный карандашом стихийно, как будто «проволочными» линиями.
Графика Леонида Шерешевского всегда выделяется на выставках. Метафоричная, глубокая, лаконичная — таким был сам художник. Многие его знают больше как мастера керамики, но графическое наследие его не менее интересно.

Совершенно загадочная фигура Александра Горобца — театрального художника, о ком так сложно узнать даже самые простые сведения. Его работы мало известны, в фонде Союза художников сохранилось экспрессивное «Энергетическое распятие» 1991 года.
Одна из выдающихся женщин-художниц в нашем городе Галина Суздальцева — редкий тип ренессансного художника, работающего в самых разных материалах и техниках, как монументальных, так и станковых. В экспозиции можно увидеть ее натюрморты, в них она отдает предпочтение полевым цветам, обильному волжскому разнотравью.

Многие самарские художники сочетали в себе талант живописцев и графиков. Таким был и Георгий Кикин. На выставку сын принес футуристическую работу, выполненную гуашью, «На судостроительном заводе».

Хорошо представлено оказалось творчество Николая Ельцова, видно как менялась техника исполнения портретов, пейзажей, абстрактных работ от 1990-х гг. до нашего времени.
Экспрессивная живопись Вениамина Клецеля, Виктора Новокрещенова, Всеволода Рухмалева всегда привлекает внимание коллекционеров, их творчество не имеет аналогов в самарском искусстве, а выставки неизменно вызывают интерес.

Вопрос, который возникает после посещения этой выставки — достойно ли самарское искусство того, чтоб остаться в истории? Или его судьба исчезнуть из памяти новых поколений? Мне кажется, ответ очевиден, если даже упоминая лишь немногие имена самарских художников и рассматривая только мизерную часть произведений, остается сильное впечатление и желание смотреть еще, узнать больше, изучить, сравнить, найти общее — значит это искусство достойно сохранения, а энциклопедия самарского искусства своего написания!

Светлана Шатунова

Опубликовано в «Свежая газета. Культура» № 15 (281) октябрь 2024 г.

 

pNa

Оставьте комментарий