«Если такое открытие, то каким же будет закрытие?!» – удивился Константин Хабенский, оглядывая со сцены заполненный зал Дворца культуры и техники. Дети, родители, партнеры проекта, пресса – все собрались, чтобы узнать о проекте, который еще на старте собрал тысячи лайков и столько же неоднозначных комментариев.
В соцсетях кто-то истово поддерживал, кто-то заявлял о циничном пиаре (непонятно, кого – города, мэра?) через звездное имя, кто-то открыто критиковал. Самара ревниво посматривала в сторону Тольятти: «Почему не у нас?», а некоторые деятели культуры выражали сомнения по поводу необходимости новой студии при уже имеющихся.
Нельзя сказать, чтобы эти сомнения разом разрешились в день торжественного открытия студии творческого развития «Оперение» и предшествовавшей ему пресс-конференции, но атмосфера ожидания чуда, открытого и искреннего желания будущих студийцев и всех пришедших горожан присоединиться к проекту, умноженная на харизму основателя, безусловно, оставила впечатление.
Как задумано
О возникновении театрально-образовательного проекта подробно рассказал сам Хабенский:
– Изначально была идея помочь моим возрастным коллегам как можно дольше чувствовать себя нужными. Это можно было сделать, только предлагая им конкретную работу. Так родилась форма. Идея оказалась востребована. Так сложился педагогический коллектив. Сегодня в студиях преподают люди в возрасте от 23 до 81 года.
Потом это переросло в некий социальный проект. Мы начали транслировать на наших занятиях, что есть еще другой мир и там чертовски интересно придумывать и жить этим миром. Это еще одна возможность проявить себя.
За шесть лет студии были открыты в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Новосибирске, Перми, Уфе, Нижнем Тагиле, Воронеже, Нижнем Новгороде, Челябинске. Хабенский не гонится за открытием новых студий (говоря языком бизнеса, не занимается франчайзинговой деятельностью): «Каждая студия – это мой выходной день или отказ от какой-то другой работы, но когда есть желание, естественно, мы идем вперед и делаем это дело».
Помимо студий, Хабенский возглавляет благотворительный фонд. Его деятельность направлена на организацию помощи детям с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями головного мозга, работа ведется успешно, у фонда много партнеров.
Точкой соприкосновения этих двух направлений стали благотворительные спектакли с участием воспитанников студий и известных артистов, музыкантов – друзей Хабенского. Смысл прост: дети со сцены помогают своим ровесникам, оказавшимся на больничной койке, учатся милосердию.
Хронология
Тольятти стал одиннадцатым городом, в котором реализуется проект. Наша история началась почти год назад. «Город, можно так сказать, сам ко мне явился в лице инициаторов. Они узнали о наших студиях, о проекте, посетили наш фестиваль и загорелись идеей, – вспоминает Константин Юрьевич. – Мы никогда никого специально не уговариваем, а даже наоборот, я бы сказал, предостерегаем – посмотрите, как это делается в других городах, какие могут быть сложности».
Технические условия, которые требовались для открытия, выполнили в достаточно короткие сроки. Студия разместилась во Дворце детского и юношеского творчества. Одним из главных условий проектабыло, чтобы у педагогов, которые будут работать с детьми, было режиссерское или актерское образование. Команду из 15 педагогов студии набирали назначенная куратором по Тольятти актриса театра «Колесо» Ольга Самарцева и заместитель директора Благотворительного фонда Хабенского Евгений Гуров: «Прежде всего, мы ориентировались на тех людей, которые уже работают с детьми и юношеством в театральных студиях и системе дополнительного образования».
В начале осени провели кастинги, в которых приняли участие около 700 детей и подростков. Детей младше 10 лет не приглашали, так как «для них это большая нагрузка, в первую очередь, физическая». Набрали 200 студийцев в возрасте от 10 до 16, разделив их на три возрастные группы. С 1 октября студия «Оперение» начала работать. Обучение бесплатное.
Евгений Гуров пояснил, что Фонд Константина Хабенского финансово никак не участвует в работе студий. В Тольятти фонд оплачивает лишь визиты актера и мероприятие по открытию. Значит, у организаторов есть вера в тольяттинскую площадку и в возможность создания здесь полноценного театрального проекта.
Посыл адмирала
Предполагается, что в течение первого года участники команды Хабенского будут приезжать на творческие показы, встречаться и общаться со студийцами, взаимодействовать с организаторами, кураторами и педагогами, проводить встречи с благотворителями и партнерами студии. Это необходимо, чтобы «процесс пошел», а все остальное зависит как от самих детей, так и от мастерства набранных кадров.
«Я прошу коллег, если они оказываются в городе, где существует студия, подарить час своей жизни студийцам. Но для этого студия должна быть готова. Некоторые студии мы держали порядка года, прежде чем запускать к ним гостей. Гость должен приехать и после часа общения не бежать из студии как проклятый, а позвонить мне: да, был и хочу прийти еще. Студийцы должны удивить и потрясти гостя, а не он их», – заметил Константин Хабенский.
Такова модель творческого развития детей под личным брендом известного человека. По словам актера, это будет не студия, которая готовит для поступления в театральный вуз. На сегодняшний день в студиях обучается примерно 2 500 человек, из них 200 в 2015 году окончили среднюю школу и выпустились из студий. Только 8 ребят решили связать свою жизнь с профессией актера, и только 6 из них с лету поступили в театральные вузы.
Цель студии другая – воспитать свободных людей, умеющих думать, фантазировать, выражать свои мысли, не боящихся своих эмоциональных проявлений и публичных выступлений.
Об учебе
Название проекта – «Студия творческого развития» – предполагает очень широкую трактовку, но акцент поставлен именно на актерскую подготовку: «Потому что ничего другого я предложить не могу. И время показывает, что я не ошибаюсь, что через наши актерские дисциплины мы можем вскрыть тот творческий и человеческий потенциал, который заложен в ребенке».
К сожалению, в программе обучения не увидела музыкальных дисциплин, и даже (!) вокала. Хотя это один из обязательных предметов подготовки актеров.
На праздничном концерте в честь открытия свои таланты демонстрировали представители казанской студии: там появилась первая школа Хабенского. В показе казанцев музыкальная составляющая была представлена «живыми» инструментами (скрипка, саксофон, кларнет), хоровыми и песенными номерами. Визитная карточка студий Хабенского – «Поколение Маугли» – мюзикл…
Надеюсь, со временем и у тольяттинской студии возникнет необходимость в музыкальных кадрах. Администрация города выделила четыре педагогические ставки, работу одиннадцати педагогов оплачивают спонсоры. Если в следующем учебном году спонсоры не смогут поддерживать студию, значит, останутся только четыре педагога. Этого будет достаточно, считают инициаторы создания студии.
У большей части педагогов – актерское и режиссерское образование. Ольга Самарцева, Андрей Амшинский и Ян Иванов – актеры «Колеса», к тому же Самарцева ведет актерское мастерство в Тольяттинской консерватории. Виктор Мартынов – худрук «Дилижанса», оттуда же – Дмитрий Марфин и Ирина Шугаева. Они также преподают и в театральном центре «Начало». Хореографы Татьяна Шилкова и Виктория Гержот имеют собственные танцевальные коллективы, Светлана Погорелец и Лариса Носухина руководят студиями. Андрей Антипенко – один из менеджеров ДКиТ, инициатор творческих лабораторий.
Так или иначе, в процессе задействованы люди, имеющие отношение к театральному делу и педагогический опыт. Придаст ли бренд Хабенского какой-то новый импульс их работе? Улучшится ли качество театральной подготовки в Тольятти? Появятся ли благодаря усилиям педагогов яркие «звездочки»?
Для ответов нужно время. А пока мэр Сергей Андреев обещал административную поддержку: «Мы уверены, что люди, которые вовлечены в этот проект, – и ребята, и родители – все будут рады».
Ожидания
У экспертов и представителей СМИ, с кем мне довелось переговорить на эту тему, все же осталось неоднозначное чувство: энтузиазм, желание поддержать, безусловно, интересное дело и сомнение в результативности проекта. Не хочется делать преждевременных выводов. Приведу отзыв из соцсети, наиболее точно, на мой взгляд, отражающий суть ситуации: «А что, у Тольятти есть выбор? Есть активные люди, которые хоть как-то хотят Тольятти вытащить из болота рабочей слободки и придать городу тренд интеллектуального центра. Разве это плохо?».
Анна Лукьянчикова
Фотографии Татьяны Кудрявцевой
Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета», № 18 за 2015 год