События: ,

«Военная тайна» Льва Митрофанова

23 февраля 2016

8-1_Военная тайна

Лев Николаевич Митрофанов, художественный руководитель самарского муниципального театра «Лукоморье», человек, которого я знаю, страшно сказать, 35 лет, ценю, люблю и стараюсь не пропускать ни одной его премьеры, устроил предпоказ спектакля по повести Аркадия Гайдара «Военная тайна».

Предпоказ для перфекциониста Митрофанова – дело естественное. Я не присутствовал ни на одном его «провале» (да были ли они!), но Лев как зарок дал – спектакль должен «отлежаться». Говорят, что давно сделана «Сказка о царе Салтане», но никто за пределами театра не знаком даже с его концепцией, как принято сейчас говорить.

Тем более естественен предпоказ для инсценировки героико-коммунистической сказки (а из повести взят только фрагмент о символе всех пионеров страны, занятой строительством светлого будущего, – Мальчише-Кибальчише) в стране, стесняющейся своего прошлого.

Весь этот пролог к тому, что когда вы пойдете на спектакль, он более чем вероятно будет отличаться о того, что увидел я. Для того предпоказы и нужны.

***

Спектакли Митрофанова – никогда не спектакли традиционного театра кукол, где эстетическое рождается исключительно из наблюдения за филигранной техникой управления фигурками. В его театре актер и кукла – равноправные партнеры. Актер – важнее, но и кукла – совсем не часть сценографического решения. Она обладает душой, энергией. У нее есть тайна. Коммуникация с ней невозможна без знания философии куклы.

Кукла – мастерски сделанная кукла – пластична и обладает почти бесконечным набором мимических рисунков и жестов, и актер, куда более несовершенное создание, обязан ей соответствовать. Таким образом, кукла управляет актером в той же степени, что и он ею.

Для этого нужен слаженный ансамбль, и в «Лукоморье» он есть: Ирина Петрова, Олеся Гришанина, Ирина Кольцова, Екатерина Баженова, исполняющие роли деревенских жителей и буржуинов, и солист Лев Митрофанов – Всадник/Главный буржуин.

Вот это вводные перед просмотром спектаклей Митрофанова и «Лукоморья». Примешь их – и еще одна краска мира тебе приоткроется. И никакой дидактики – оттого ребенок, однажды попавший в этот театр, становится его поклонником навсегда.

***

Как же быть с потерпевшей фиаско идеологией, без которой нет «Военной тайны» Гайдара? Постановщик предложил несколько иной угол зрения на сюжет. У него сказка рассказана отнюдь не человеком, убежденным в том, что в мир свободы, равенства и братства можно загонять любыми известными способами, в том числе и с помощью насилия. В спектакле взгляд на события – это взгляд деревенского человека, живущего традиционным укладом, и укладу этому противостоят «буржуины», стремящиеся сделать весь мир – миром произведенных на их фабриках товаров, а население последней оставшейся свободной страны – послушными потребителями, вернее даже – машинами потребления.

Но спектакль – вневременен: красные всадники из «той единственной гражданской» – в одном котле с буржуинами, одежда которых украшена чуть утрированными свастиками, и деревенскими жителями – свободными сеятелями из поднимающейся с колен русской деревни рубежа тех веков, еще не истребленными колхозными голодранцами.

Дуальное пространство спектакля – находящиеся в постоянном противоборстве смрадная фабрика по производству «потреблянтов» и «ширь полей хмельных, даль дорог степных».

Весь этот пространственно-вневременной континуум с переодеваниями (которые совсем не от малочисленности труппы) создан для напоминания о том, что не политическая борьба суть важнейшее человеческое предназначение, а сопротивление вселенскому злу, стремящемуся парализовать волю и поработить душу.

***

А дальше – самое важное. Художники, «творцы», и критики-интерпретаторы – в массе своей, разумеется, – пытаются гнать нас от подтекста в сторону дидактики. Туда, где автор идентифицируется со своими героями, где, если говорят «белое» – значит, оно белое без примесей и есть.

Художественный же текст куда более мозаичен, многогранен и функционально куда как отличается от умозрительных конструкций, придуманных автором перед тем, как приступить к его созданию: текст руково́дит создателем. Если создатель честен, он принимает такое руководство с благодарностью.

Финал спектакля подтвердил эту разоблачительную сентенцию. Красные конники – носители добра и поборники справедливости – победили бесповоротно, навсегда. Буйно заколосилась пшеница, луга покрылись цветочным ковром, народ запел радостные песни и высыпал строить счастливую жизнь.

Но на этом сказка не заканчивается. Я не увидел никого, кто бы, выйдя из гостеприимного особнячка на Ленинской и столкнувшись через несколько десятков шагов с угрозой падения в закоричневевшую наледь, не подумал: «А закончилась ли та борьба?».

В буржуинском королевстве, оказывается, так все запутано…

Но это мое, как теперь принято говорить, приватное оценочное суждение.

 


 

Театр кукол «Лукоморье»

Аркадий Гайдар.  Военная тайна

Сценическая композиция в 2 действиях

Постановка – Лев Митрофанов

Сценография и куклы – Дмитрий Лабутин

Хореография – Александра Никифорова


Виктор Долонько

Фото предоставлено театром «Лукоморье»

Опубликована в издании «Культура. Свежая газета», № 3 (91) за 2016 год

 

pNa

Оставьте комментарий